НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-25-18-36-10
Известная певица Таисия Повалий уже несколько лет проживает в Москве, много гастролирует по России и участвует в различных проектах.
2024-10-26-18-01-15
Народная артистка СССР София Ротару на своей странице в соцсети опубликовала фото с кладбища. 23 октября певица посетила могилу мужа Анатолия Евдокименко, похороненного в...
2024-11-08-04-50-04---
Глава поселка Чернышевский в Мирнинском районе Якутии, Артем Ширшов, объяснил людям задержку в выплате зарплаты "запоем" бухгалтера.
2024-11-06-18-32-25
Юлия Барановская и Александр Гордон уже много лет работают вместе. Их по праву считают одними из лучших телеведущих на российском телевидении.
2024-10-28-04-10-18
Бывает, к сожалению, в жизни так, что дети решаются на самоубийство. И нередко потом к религиозным деятелям люди обращаются с вопросом о возможности отпевания таких...

Умер гениальный космический инженер и создатель «Бурана» Вахтанг Вачнадзе

29 Октября 2018 г.

В возрасте 90 лет скончался Вахтанг Вачнадзе – один из разработчиков знаменитой системы «Энергия-Буран». О наполненной научными свершениями жизни российского изобретателя написала «Газета.ру». Вахтанг Дмитриевич Вачнадзе участвовал в создании множества значимых для нашей страны космических проектов. До 30-летия своей главной разработки – системы «Энергия-Буран» – он не дожил всего три недели.

  • Коллаж «Газета.ру»

Вахтанг Дмитриевич родился в 1929 году в городе Бобруйске Белорусской ССР, в Тбилиси окончил среднюю школу, а в 1953 году выпустился из Московского авиационного института с дипломом инженера-механика.

«Я сын трех братских советских республик, ныне независимых государств», - говорил о себе изобретатель.

Во время практики ещё молодого студента заметил Сергей Королев, будущий друг и наставник Вахтанга, который принял его на работу в ОКБ-1 в год выпуска из университета.

Первую награду в виде «Знака Почёта» Вачнадзе заслужил в 27 лет, когда государство заметило его вклад в разработку системы столичной ПВО. Но главная часть жизни инженера началась после работы над межконтинентальной ракетой Р-7 – с того момента Вачнадзе посвятил свою жизнь космосу.

«Очень хорошо помню первый полет. Ночь, ракета уходит ввысь. Отлично видны все пять работающих блоков. И вдруг один боковой блок от «пакета» начал отваливаться... Взрыв. Второй пуск - ракета взорвалась недалеко от старта. Разбила железную дорогу: рельсы в бараний рог были согнуты. Но, слава богу, никаких жертв», – рассказывал инженер о первых тестах ракеты.

Чуть позже, 21 августа 1957 года, Вачнадзе и его коллегам удалось разрушить монополию США на ядерное превосходство. Р-7 принесла головную часть на Камчатку, во что американцы даже не поверили: «Красная пропаганда!», – сообщал об их реакции изобретатель. Но 7 сентября второй результативный запуск доказал США и всему миру, что СССР теперь обладает серьёзной технологией, с которой лучше не шутить.

Помощь в работе над первым искусственным спутником Земли подарила Вачнадзе ещё одну награду – орден Трудового Красного Знамени. В свои 27 лет Вачнадзе стал начальником цеха по указанию Королева, а в 45 лет он принял на себя руководство главным комитетом. Запуск «Луны-3», которая впервые смогла показать всему миру снимки противоположной стороны Луны, принёс Вачнадзе Ленинскую премию.

В 1965 году его повысили до главного инженера завода, а в 1974 году Вахтанг стал начальником 3-го Главного управления Министерства общего машиностроения. Вершиной карьеры умелого изобретателя стали 1977-1991 годы. В это время он оказался в кресле гендиректора Научно-производственного объединения «Энергия».

О заслугах Вахтанга можно говорить очень долго. Он получил немало награда за свою жизнь, но ещё больше он сделал для космической отрасли в СССР и России. Изобретатель разработал первые отечественные автоматические космические станции и спутники, участвовал в создании пилотируемых кораблей «Восток», «Восход» и «Союз», стал частью важных лунных программ. Орбитальные станции «Салют» и «Мир» тоже не обошлись без работы Вачнадзе, как и космические блоки Д и ДМ, грузовые корабли «Прогресс».

Но сам изобретатель не раз признавал самой главной работой в своей жизни создание многоразовой космической системы «Энергия-Буран».

Разработка «Бурана» началась ещё в середине 70-х годов, когда Советскому Союзу понадобился серьёзный ответ на создаваемую американцами систему Space Shuttle. Корабль из США был способен доставлять и забирать с орбиты спутники любого вида, из-за чего СССР опасались того, что эта технология может послужить для переноса ядерного оружия.

По словам Вачнадзе, советским инженерам поставили задачу сделать технологию, как минимум соответствующую по своему качеству американскому аналогу. В итоге своего результата они добились, хотя корабли заметно отличались друг от друга. Изобретатель считал, что «Энергия» была более самостоятельной, чем её американский собрат, ведь она вполне могла «выводить в космос любую коммерческую нагрузку».

Первый и единственный раз полететь в космос «Бурану» удалось 15 ноября 1988 года. Экипажа на корабле не было, за весь путь отвечала автоматика. Корабль удачно и очень точно приземлился на аэродроме на Байконуре.

Первые секунды, минуты после удачной посадки «челнока» подарили Вачнадзе немало радости. Он признавался, что все участники этого долгостроя в момент успеха их творения были «сверхсчастливыми» – у них всё получилось.

После того как изобретатель оставил пост гендиректора «Энергии» в 1991 году, он перешёл на работу научным консультантом в этой же корпорации и возглавил оргкомитет по созданию Центра развития технологий и подготовки кадров.

Впрочем, многие гости космического предприятия вспоминают Вачнадзе как настоящего хранителя музея РКК «Энергия», где не без помощи изобретателя были собраны все примеры продукции организации за последние несколько десятков лет. Посетители музея всегда удивлялись исключительной памяти, деликатности и непередаваемой энергии Вачнадзе, который мог с лёгкостью зажечь искру интереса к космонавтике даже в молодом поколении.

  • Расскажите об этом своим друзьям!