НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-25-18-36-10
Известная певица Таисия Повалий уже несколько лет проживает в Москве, много гастролирует по России и участвует в различных проектах.
2024-10-26-18-01-15
Народная артистка СССР София Ротару на своей странице в соцсети опубликовала фото с кладбища. 23 октября певица посетила могилу мужа Анатолия Евдокименко, похороненного в...
2024-11-08-04-50-04---
Глава поселка Чернышевский в Мирнинском районе Якутии, Артем Ширшов, объяснил людям задержку в выплате зарплаты "запоем" бухгалтера.
2024-11-06-18-32-25
Юлия Барановская и Александр Гордон уже много лет работают вместе. Их по праву считают одними из лучших телеведущих на российском телевидении.
2024-10-28-04-10-18
Бывает, к сожалению, в жизни так, что дети решаются на самоубийство. И нередко потом к религиозным деятелям люди обращаются с вопросом о возможности отпевания таких...

Корабел дядя Леня

Михаил ЮРОВСКИЙ   
24 Июля 2021 г.

3 3 1

Мой друг, бутафор из ТЮЗа Леонид Бутаков собирается построить по своим чертежам лодку и заняться на пенсии путешествиями. Зачем ему это нужно и как все это будет – расскажет он сам.

Корабел дядя Леня

– За Оеком живет моя мать. Там и планирую смастерить баркас. Но сначала его нужно спроектировать, рассчитать, потом испытать и – в путь! Технология предполагает каркас, укрепленный перегородками, что обеспечит высокую технологичность данного плавсредства. Осенью и начну.

Кораблестроением Леонид Константинович решил заняться на пенсии, после окончания карьеры бутафора в Иркутском ТЮЗе. Мы живем на одной улице, давно знаем друг друга и плотно общаемся. Если надо стул там починить, холст натянуть, что-то подкрасить или подшить, я иду к дяде Лене.

Теперь у нас всегда есть лишний часок, чтобы поговорить о наших мечтах – до этого все его время съедала работа. А теперь вот появилась возможность воплотить свою мечту в дело – стать и корабелом, и путешественником.

Казалось бы, чего особенного: купи любое судно и плыви себе куда хочешь – хоть по рекам Сибири, хоть на Аляску. Но для этого мастерового человека принципиально важно, чтобы плавать по своим «морям» и непременно на судне собственного изготовления. Своя «хата» посредине своего озера – что еще может быть лучше?!

– Можно, конечно, изготовить и долбленый челн из куска цельного дерева, как это делали люди в древности, – рассуждает дядя Леня. – Но ныне в Сибири дерева нужного диаметра просто не найдешь. Ранее-то челн долбился из тополя или осины. Находили дерево нужной толщины, потом его спиливали, сушили, долбили, смолили. Целая наука! Для долбленок даже специально дерево выращивали, с внутренним пазом. Сделают распил прямо в живом дереве, вставят внутрь колышки-распорки для борта и ждут, когда такая лодка сама вырастит. Борта еще в свою очередь и перилами наращивали – для держания воды и остойчивости.

В старину, в эпоху бездорожья, – продолжает свою лекцию дядя Леня, – челн да плот были заглавными средствами передвижения по рекам. Но на всех желающих больших деревьев не хватало. Там, где строили корабли, все вчистую вырубали. К тому же изготавливать челн долго и тяжело – одна морока, да расходы и хлопоты. Шитики и струги – это уже следующий этап кораблестроения. Плетут их из корня елки – он у нее длинный и гибкий, хошь корабли плети, хошь канаты свивай…

Дядя Леня перечисляет такое количество технических приемов и хитростей при изготовлении сборно-сшитых корабликов, что не на одну лекцию для спецов кораблестроения хватит. Но для него в рассказе необходимо во что бы то ни стало соблюсти все аутентичные тонкости, чтобы не только довести суть своей мечты-задумки до случайного и благодарного слушателя, но и в своих мыслях прогнать весь путь изготовления будущего корабля.

Слушаешь его и воочию веришь, что совсем уже скоро он будет испытывать свое судно в окрестностях родового села Оек, на малой речушке с одноименным названием. А там и Ангара недалеко, и другие реки Сибири, по которым можно доплыть и до самой Аляски. А чего же не попробовать?

  • Расскажите об этом своим друзьям!