ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-21-05-29-01
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему...
2024-03-14-09-56-10
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения...
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...

Рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского» – Учебник жизни

Изменить размер шрифта

Итоги конкурса сочинений «Литературные резервы», посвящённого 80­летию В.Г. Распутина, объявленного Иркутской областной писательской организацией, о котором мы сообщали в октябре, будут подведены в середине ноября. Представляем одну из работ, ждущих окончательного решения жюри.

Впервые рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского» мне прочитала бабушка, когда я учился во втором классе. Она объяснила мне незнакомые слова: колхоз, район, районный центр, облигация, чирки. Тогда я был удивлён, какой жизнестойкий и сильный духом мальчик – главный герой рассказа. Слова «жизнестойкий» и «сильный духом» я хорошо знал. Их часто говорила мне бабушка. Дело в том, что я родился недоношенным, всего 1 кг 360 г. Чуть не умер, но выжил, потому что жизнестойкий. Но мальчик из рассказа был более жизнестойким и сильным духом. Я жил дома, в хороших условиях.

Потом я читал этот рассказ несколько раз, и всегда он помогал мне. Я долго не мог найти товарища. Им был мой брат. Он старше меня на 5 лет, поэтому относился ко мне, как к маленькому. Если мы ходили на гору, то он часто брал меня за руку, чтоб я не свалился, хотя я мог идти по крутой тропинке самостоятельно. Я мечтал иметь друга, чтоб быть с ним на равных, чтоб мы хорошо понимали друг друга. У мальчика из рассказа В.Г. Распутина тоже не было друга, но он не унывал. У него были друзья-товарищи в родной деревне, а вот настоящего друга у него не было. Иначе он бы написал бы ему о своих бедах и получил бы слова поддержки. Я понял, что такого друга найти трудно, и перестал переживать.

Мальчик, так я буду называть главного героя рассказа «Уроки французского», хорошо учился. Учёба для него тогда была смыслом жизни, за этим он и приехал за пятьдесят километров в райцентр. «Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятёрки», – пишет В.Г. Распутин. И это несмотря на голод, головокружение и тоску по дому. А ещё он стеснялся своей одежды. Он ходил в старом, застиранном пиджачишке, который был впору на груди, но из которого далеко вылезали руки, и в светло-зелёных штанах, заправленных в чирки. Этой обувки мальчик больше всего стыдился. Их в классе, кроме него, никто не носил. Только через год, когда он наотрез отказался ехать в них в школу, его мать продала швейную машинку, единственную их ценность, и купила ему кирзовые сапоги. Мать понимала, что сыну надо учиться, и наперекор всем несчастьям посылала ему в райцентр еду, отрывала последнее от себя и других детей.

Бабушка рассказывала мне, что у неё была такая же ситуация. Ей пришлось в пятом классе зимой носить унты, похожие на чирки, только голенища у них были из ткани и ваты, по типу одеяла. Такую обувь в классе никто не носил. Бабушке было стыдно, она плакала, не хотела в них ходить, но у родителей не было денег на валенки, потому что в колхозе деньги не выдавали, а за труд платили зерном. Чтобы скрыть их, бабушка поверх унтов надевала широкие спортивные штаны. Другого выхода не было, потому что она тоже любила учиться.

Из всего этого я сделал вывод, что надо хорошо учиться, много читать, чтоб получить интересную профессию и стать эрудированным человеком, уметь разговаривать на разные темы. Учиться надо, несмотря на всякие преграды.

Мальчик начал играть на деньги в «чику». Другого способа заработать деньги на молоко у него не было. Он быстро разобрался в игре. Выиграв рубль, убегал на рынок, там покупал пол-литра молока. Остальные ребята играли ради интереса или ради денег, как Вадик. Ему нужны были деньги для самоутверждения: он жил дома, хорошо питался, одевался. Родители его не бедствовали, как семья мальчика. Вадик был недобрым, люди не интересовали его. Ему в голову не пришло спросить, почему мальчик старается выиграть только один рубль и не больше. Он допускал мальчика к игре, потому что тот играл хорошо, было с кем конкурировать. Но Вадик не любил проигрывать, он озлоблялся, когда выигрывали другие. За это он и его «дружки» избивали мальчика.

Зависимым, как наркоман, от игры мальчик не стал. И не смог бы. Это поняла его учительница французского языка Лидия Михайловна. Что только не придумывала она, чтоб его накормить! Приглашала домой заниматься дополнительно французским языком, как будто в школе мало для этого было времени, а после занятий приглашала обедать. Отправила посылку. Всё было напрасно! Помогла только игра на деньги в «пристенок». Опять у него появился рубль, опять он бегал на базар и покупал молоко и пил его с хлебом. Другой еды у него часто не было. Лидия Михайловна старалась, чтоб выигрывал мальчик. Тот был очень честным и справедливым в игре. И возмущался, когда учительница поддавалась. Однажды они так громко заспорили, что услышал директор школы. Учительницу уволили. Директор не стал разбираться, почему она играет на деньги с учеником. Он сказал, что это преступление, растление, развращение. Я думаю, он не прав. Это была доброта и забота о мальчике.

Лидия Михайловна уехала на Кубань. Зимой мальчик получил посылку. В ней лежали макароны, а внизу в толстой ватной обёртке он нашёл красные яблоки. Раньше мальчик видел их на картинке и догадался, что это они. Лидия Васильевна помнила о своём ученике. Она хотела угостить его. Это он ей рассказал, что у них в деревне никогда не было яблок.

В сибирских деревнях раньше фрукты не продавали. Моя бабушка говорила, когда она училась в пятом классе, на уроке ботаники они изучали покрытосеменные растения. Тогда учительница принесла плакат с рисунком красного яблока, полностью и в разрезе, чтоб ученики обратили внимание на коричневые зёрнышки. Был последний урок, все хотели есть. Они никогда не пробовали яблоко, но знали, что оно вкусное. Ученики с тоской глядели на картинку. Учительница, поняла их настроение и душевно, протяжно сказала: «Эх, сюда бы яблочек!». Все засмеялись. Урок прошёл нормально. Много учителей, похожих на Лидию Михайловну.

Рассказ «Уроки французского» может научить не терять время. Его главный герой – голодающий мальчик – пытался ловить рыбу, но просидел весь день, а поймал трёх маленьких, с чайную ложку, пескариков. Больше он на эту речку не ходил – что зря время проводить!

В рассказе много можно найти нового. Сейчас я учусь в седьмом классе, не раз его читал, мы проходили его на уроках литературы, но опять я обнаружил новое. Когда мальчика избивали Вадик и его приближённые, он старался не упасть, даже в эти минуты это казалось ему позором. В конце концов они повалили его на землю и перестали бить. Почему? Когда человек лежит, он не может сопротивляться, не видит противника, не может узнать его намерения. Его победили.

Надо всегда стараться стоять на своих ногах, не сдаваться. Этому тоже учит рассказ В.Г. Распутина. И тут пришло на ум название моего сочинения.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Тэги: