НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Он чувства добрые умеет пробуждать

22 Марта 2012 г.

alt

Нам неведомо, какими путями актёры идут к результату, как лепят они, будто скульпторы, своих персонажей, но когда видишь их на сцене, живых, из плоти и крови, заставляющих нас по-настоящему переживать, смеяться, плакать, верить им, всякий раз невольно испытываешь чувство благодарности к тем, кто заставил тебя поверить, душевно очиститься, рассмеяться.

К таким актёрам, заставляющим волноваться и сопереживать, принадлежит заслуженный артист России, актёр Иркутского академического театра имени Н. П. Охлопкова Николай Дубаков. В конце февраля он отметил свой 55-летний юбилей. Он – из тех, кто умеет любить, понимать героя и всякий раз удивлять публику неожиданными открытиями.

Ну как забыть глаза его Сарафанова из вампиловского «Старшего сына» и эту фразу, обращённую к Бусыгину: «Володя, сын!», после которой молодому человеку было уже не до шуток. А впоследствии знакомство с Сарафановым и вовсе в нём всё перевернёт…

А как великолепен Николай Дубаков в роли Капитана Абсолюта в комедии Шеридана «Соперники», как легко, с выдумкой он работает, свободно, с азартом, какой интересный характер выстраивает! А какую трагическую судьбу директора школы Ромахина играет он в спектакле по Борису Васильеву «Завтра была война»! Он показывает нам человека честного, прямого, открытого, искреннего, попавшего в мясорубку сталинских репрессий. И сколько судеб людских сыграно им за всё время службы в театре!

Я встретилась с актёром, чтобы поговорить не столько о его театральных работах, сколько о жизни, о том, что он любит, чего не приемлет, что его волнует сегодня.

– Николай Васильевич, с чего у Вас всё начиналось, откуда пришла любовь к театру?

– Я родился на Урале, в городе Шадринске. И уже в первом классе попал в оперный кружок! Но прозанимались мы недолго, месяца четыре: руководительница наша уехала, и мы, начинающие артисты, только-только прикоснувшиеся к искусству, можно сказать, осиротели.

Но нас позвали в другой кружок, драматический… И с великой радостью перекочевали мы из мира оперы в драматический жанр. Нам, пацанам-семилеткам, было всё равно, просто, видимо, нравилось быть на людях, выходить на сцену, петь, танцевать, стихи читать. Мы постоянно участвовали в детских утренниках, новогодних сказках.

alt…Наступил 1967 год, очередной юбилей советской власти. К этой дате в местном драматическом театре решили поставить спектакль «Тихий Дон». К нам в кружок пришёл режиссёр из театра, чтобы посмотреть ребят и, может, подобрать мальчика на роль Мишки – сына Григория Мелехова. Он выбрал меня! Это был мой первый в жизни спектакль на профессиональной сцене, и я считал себя настоящим артистом, хотя до «артиста» было ещё ой как далеко…

Через много лет в городе Кургане проходили гастроли Иркутского драматического театра, и его режиссёр, педагог театрального училища Борис Преображенский, проводил отборочный экзамен для желающих поступить. Я экзамен выдержал и поехал учиться в Иркутск, а своего учителя и мастера Бориса Николаевича Преображенского помню как замечательного и умного наставника, научившего отношению к профессии.

Закончив училище, я работал в ТЮЗе, потом служил в армии, а после –театры Орла, Владивостока, Томска, Ташкента, Алма-Аты… Но меня всегда тянуло в Сибирь, в Иркутск, где начиналось моё становление, где проходила студенческая юность, первые годы работы в театре, молодость. Я люблю тайгу, Байкал, его необыкновенную и суровую красоту, люблю здешних людей – немногословных, открытых, искренних.

– А Вы встречали в жизни человека, похожего на вашего героя Сарафанова?

– Я встречал в жизни много хороших людей. Не сказать, что именно таких, как Сарафанов, но хороших в моей жизни было много. А если говорить вообще о пьесе Вампилова «Старший сын», то она мне всегда нравилась, ещё в молодости я мечтал сыграть именно Андрея Григорьевича. Не Бусыгина, не Сильву, а именно его – Сарафанова.

– А бывает так, что в давно заигранном спектакле Вы через много лет вдруг что-то для себя открыли, и он зазвучал по-иному?

– Бывает!

– А от чего это зависит?

– От многого. От партнёров, от зала, от себя самого, от твоих мыслей в данной ситуации, от атмосферы, от возраста даже, от настроя твоего. Много от чего.

– А что бы Вы взяли с собой в космос, если бы выпал случай туда полететь?

–Я думаю, что стихи. Жаль, что сегодня они редко звучат. Люди стали прагматичнее, их мало интересует поэзия. Я вспоминаю детство. Была у нас фабрика валяной обуви «Красный пимокат». Так вот там каждую пятницу в красном уголке проходили вечера поэзии, и приходили рабочие, слушали, и им это было интересно. Простым людям нужна была поэзия, чистые и искренние чувства.

А когда у нас дома случались застолья, между тостами и разговорами мой отец, очень хороший и высокопрофессиональный сапожник, работавший на обувной фабрике вместе с мамой, читал наизусть «Василия Тёркина». И другие гости не отставали. Сейчас же стихи почти не читают, к сожалению…

– А Ваши любимые строки?

– У Александра Сергеевича Пушкина есть замечательные строки, очень важные, на мой взгляд. «И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал…» И вот здесь важно делать акцент не на слове «лира», ведь лирой можно разные чувства пробудить, а именно на слове «добрые». Поэзия нас поднимает духовно, делает терпимее, добрее, милосерднее.

– Как Вы относитесь к современной драматургии? Может, кого-то хотелось бы сыграть…

– Я не очень хорошо знаю новых авторов, к своему стыду. То, что знакомо, –скучно. Как правило, молодые драматурги самовыражаются и только. Они никому не помогают. И дело не в том, что их пьесы перенасыщены матом, слэнгом. Дело не в форме, а в сути. Пусть они даже и матерятся, если мат в этом контексте оправдан, но вот что его побудило писать, что у человека болит внутри, пытается ли он заглянуть в собственную душу?

Через текст я вижу личность автора, насколько она интересна мне. Зачастую – неинтересна, потому что её нет.

– А что для Вас понятие «культура»? Каким должен быть культурный человек?

– Главное, чтобы не безобразничал.

– Вы знаете, а ведь именно так в одном из своих интервью ответил Виктор Петрович Астафьев: кратко, метко, ёмко, по-народному просто.

– Моя бабушка, девятисотого года рождения, была тёмным человеком в смысле грамоты, но никогда в своей жизни не жила за счёт других, всю жизнь работала и говорила, что чужое брать нехорошо. И чем это не культура в её понимании? Я не призываю к темноте, вы понимаете, о каких вещах я говорю.

Мне очень повезло, что в моём детстве были бабушки. Они мне очень много дали и тепла, и житейской мудрости, и доброты. Одна из бабушек научила играть на гитаре, почувствовала, видимо, что у меня музыкальный слух. Сама хорошо играла. Я считаю, в жизни каждого ребёнка обязательно должна быть бабушка.

– А дедушки были?

– Один мой дед погиб под Сталинградом, я знал о нём только из рассказов родных, другой пришёл с фронта, но рано умер, когда мне было пять лет.

– Вы даёте замечательные концерты в Доме актёра. В Вашем исполнении старые и забытые песни звучат современно, сердечно, как-то тепло и задушевно.

– Потому что возникает атмосфера, когда людям от этих песен становится радостнее на душе, и они поют вместе со мной. Я начинаю, они подхватывают… Вокальные данные у меня самые скромные, просто когда делаешь это с любовью к тем, кто сидит в зале, и к тем песням, которые мы вместе поём, то получается, видимо, неплохо. Главное, вызвать в людях добрые чувства, положительные эмоции, чтобы им хотелось жить, любить, творить…

– Вы работали во многих театрах России. Почему именно охлопковский стал самым главным в вашей жизни?

– Я всегда очень ценю атмосферу в коллективе. У нас она творческая, рабочая, актёры заняты не интригами и склоками, а работой. У нас интересные репетиции, поиски, открытия. Это нужно хранить и беречь.

– Когда вы чувствуете себя абсолютно счастливым?

– Когда моим близким хорошо, тогда счастлив и я.

Уважаемый читатель МГ! Поставьте, пожалуйста, отметку о своем впечатлении от прочитанного. А если вам есть что сказать более подробно - выскажитесь в комментрии!

  • ПОНРАВИЛОСЬ

( 2 проголосовали )

  • НЕ ПОНРАВИЛОСЬ

( 0 проголосовали )

  • Расскажите об этом своим друзьям!