"Отменять пригородное ж/д сообщение – это чуть ли не осознанное вредительство" |
06 Февраля 2015 г. |
Для всех российских регионов всегда крайне важное значение имела инфраструктурная обеспеченность и доступ граждан к элементарным благам. Наличие фельдшерско-акушерского пункта, нормальные дороги, школы, а также возможность добраться до «пунктов цивилизации» – это далеко не вопросы мелкого масштаба. И от местных и даже региональных властей зачастую мало что раньше зависело – гигантские расстояния и необходимость поддерживать целостную инфраструктуру на территории десятков миллионов квадратных километров диктовали логику развития железнодорожной сети. Эта сеть формировалась еще со времен Вышнеградского, Витте и Столыпина крайне централизованно, в целях обеспечения экономического развития малоосвоенных районов и в немалой степени для возможностей мобилизационных и военных перевозок. Однако не эти предпосылки послужили началом скандала, в который вынужден был вмешаться Путин. Решение РЖД вызвало широкий общественный резонанс в российских регионах и нарастающее социальное напряжение. Давайте попробуем разобраться в истории вопроса. Всего с начала года законсервировали почти 30 маршрутов. В лидерах – Вологодская и Псковская области: там пригородные поезда отменили вовсе. Существенные сокращения планировались в Нижегородской, Тамбовской и Тверской областях. Предложение заменить электрички автобусными рейсами не представляется уместным – в поезд элементарно проще залезть с каким-то скарбом или даже с инвалидной коляской, чем в автобус или тем паче маршрутное такси. По данным Федерального дорожного агентства за 2014 год, в той же Вологодской области (где доблестные железнодорожники собирались и вовсе отменить электрички) годными и соответствующими всем нормативам были признаны только 6,2% дорожного покрытия. А ведь по площади регион с его 144 тысячами квадратных километров больше такой страны, как Греция. Ну и кого и куда при таком положении собрались местные чиновники возить? А ведь есть и проблема повсеместного банкротства местных муниципальных перевозчиков. В районах многих областей не остается государственных структур, способных за вменяемые деньги поддерживать внутриобластной трафик и ремонтировать автобусный парк. То есть люди остаются в случае отмены электричек без связи с «большой землей», без перспектив продолжать трудиться на своих рабочих местах – общая мобильность населения падает, снижается транспортная связность страны. Следует отметить, что у нас не американский тип расселения, основанный на автомобиле, а скорее именно железнодорожный. И отменять пригородное железнодорожное сообщение – это чуть ли не осознанное вредительство. Насколько известно из открытых источников, проблема заключается, с одной стороны, в росте тарифов со стороны самой РЖД, с чем отказались согласиться власти ряда регионов. А с другой – наличие у местных бюджетов долгов перед «дочками» РЖД за прошлый год, причем, как стало известно, правительство еще в прошлом году предлагало регионам использовать для субсидирования пригородных перевозок налог на имущество, переданный в рамках межбюджетных отношений региональным властям. И здесь я вижу две проблемы. Во-первых, вопиющий непрофессионализм и халатность местных властей. Почему отменили электрички не во всех регионах, а только в части из них – видимо, это как-то связано с отвратительным бюджетным администрированием, либо, что еще хуже – с нецелевым расходованием переданных фискальных полномочий. Прокуратуре и Счетной палате будет где развернуться. Что касается РЖД – удивляет та легкость и непринужденность, с которой государственная компания, призванная служить интересам граждан, осуществляет отключение от цивилизации целых кусков территории России. Не впадая в либеральный маразм в стиле бичевания «шубохранилищ», все же хочется спросить у руководства РЖД – а может, спонсорство «Локомотива» отозвать, на которое только в 2014 году было потрачено почти пять миллиардов рублей? Это треть от той суммы – в 15 миллиардов рублей – необходимой для компенсаций за пригородное железнодорожное сообщение. Все это спонсорство напоминает переливание крови от смертельно больного человека, а если быть честными – откровенное «освоение» бюджетных средств менеджментом госкомпании. Задница, простите за выражение, какого-нибудь Гильермо или Фернандеша не стоит того, чтобы выключать из жизни целые регионы страны. А ведь есть у РЖД еще и некие амбициозные планы развития железнодорожного сообщения в Европе. Может, хватит, господа хорошие, мыслить в категориях «вахтовой аристократии»? Может, пора осознать, что ваше управление и проекты никуда не годятся, если страдает простой народ и государственные интересы в широком смысле этого слова? Может, пора понять, что нужно работать не за мифические «корпоративные показатели» и не ради абстрактных KPI, а на результат? А то ведь терпение президента-то тоже не безгранично, он может и доктора прислать со всеми вытекающими.
Тэги: |
|