С Эболой надеются покончить к лету |
21 Января 2015 г. |
Смертельно опасная лихорадка Эбола заявила о себе в Западной Африке в прошлом году столь мощно, что стало очевидным: это угроза всему миру, и противостоять ей можно лишь объединив усилия всех стран. В России мониторинг ситуации с Эбола ведет Роспотребнадзор. Только что в Гвинее открылся российско-гвинейский госпиталь по борьбе с вирусом. Об этом говорила на пресс-конференции в "Российской газете" руководитель службы Анна Попова. Накануне поступил сигнал с борта самолета "Аэрофлота" о подозрении у пассажирки из Франции лихорадки Эбола. Диагноз не подтвердился. Но этот случай еще раз свидетельствует: Эбола не отступает. - По данным ВОЗ, число пострадавших от лихорадки составляет 21 295 человек, - комментирует Анна Попова. - Она унесла 8431 жизнь. В структуре больных преобладают взрослые? Примерно поровну страдают мужчины и женщины. А вот дети составляют менее 20 процентов... Анна Попова: Это характерно для всех известных вспышек Эбола, начиная с 1976 года. Почему? Есть мнение, что малое количество детей и более легкое клиническое течение болезни связано с особенностями иммунной системы, которые влияют на благоприятный исход. Этот вопрос требует дальнейшего изучения. Хотя ситуация с распространением Эбола продолжает стабилизироваться, в мире нет вакцины против нее? Анна Попова: Созданием вакцины занимаются лучшие лаборатории. Сейчас в ГНЦ ВБ "Вектор" ведутся работы с четырьмя кандидатными вакцинами, идет наработка серий препаратов, необходимых для проведения доклинических испытаний. К середине февраля будут готовы по 3 серии каждого препарата. Из них выберут 2 наиболее перспективные вакцины, которые передадут для оценки их активности на приматах. А как сейчас купировать эпидемию? Когда она, наконец, закончится? Анна Попова: Только 100-процентный охват медицинским наблюдением позволит остановить Эбола. А по-настоящему ликвидировать очаг, по мнению ВОЗ, возможно в промежутке- март-июнь 2015 года. Как не допустить Эбола в Россию: мы же любим путешествовать, в том числе и в Африку. Уповать на совет из старого стихотворения: "Не ходите, дети, в Африку гулять", не сработает. Анна Попова: Должен быть усилен санитарно-карантинный контроль, должен проводиться мониторинг пассажиров, прибывающих из стран Африки. В России все воздушные пункты пропуска, пребывающих из опасного региона, оборудованы тепловизионным оборудованием. По состоянию на 16 января 2015 года в 52 субъектах РФ прибыло 4498 человек из Гвинеи, Сьерра-Леоне, Нигерии и Конго. С признаками инфекционных болезней госпитализировано и обследовано 35 человек. Лихорадки, слава богу, ни у кого из них нет. По решению правительства РФ специализированная противоэпидемическая бригада Роспотребнадзора, оснащенная мобильной лабораторией на базе КАМАЗа, была направлена в Гвинею для гуманитарной помощи, проведения противоэпидемических мероприятий и диагностики. В бригаду входили эпидемиологи, вирусологи, лабораторные работники. Всего в Гвинее побывало более 30 российских специалистов. До января 2015 года мобильная лаборатория Роспотребнадзора действовала на территории госпиталя "Донка" в столице Гвинеи Конакри. В связи с развертыванием российского госпиталя, бригада передислоцирована в провинцию Пастория. Сотрудники лаборатории взаимодействуют с правительством и министерством здравоохранения и общественной гигиены Гвинеи, представительством ВОЗ, организацией "Врачи без границ". Задачи лаборатории, задачи госпиталя? Анна Попова: Диагностика опасных заболеваний, оказание методической и консультативной помощи в проведении противоэпидемических мер, развертывание учебной базы для медперсонала Гвинеи. Учитывая острую нехватку средств индивидуальной защиты медицинских работников и волонтеров, задействованных в борьбе с Эбола, Роспотребнадзором отправлены в Гвинею медицинские изделия на сумму 1,5 млн рублей. Кстати Случай, когда у одной из пассажирок, летевшей рейсом "Аэрофлота" из Франции, экипаж заподозрил симптомы вируса Эболы, вызвал массу пересудов и повышенную активность в соцсетях. Как должен был вести себя экипаж лайнера и аэродромные службы? Существует ли регламент действий в подобных ситуациях? - Экипаж прежде всего информирует наземные службы,- заметила Анна Попова.- Так и произошло 19 января. В течение 5 минут был проинформирован наш пункт СКП и Кризисный центр Шереметьева. Еще через 10 минут (самолет все еще находился в воздухе) информация поступила во все службы аэропорта. В 18.50 самолет был отбуксирован на санитарную стоянку. В 19.07 на борт прибыли специалисты экстренной медицинской помощи. Cпециалисты опросили и осмотрели всех пассажиров и членов экипажа, оценили их состояние здоровья и проанкетировали. Цель анкетирования- дальнейшие контакты с пассажирами, когда они покинут борт самолета. Ситуация осложнялась тем, что подозреваемая больная- транзитная пассажирка и не имела российской визы. Это потребовало выполнения формальностей и, конечно, дополнительного времени. На борту был запас воды и продуктов, работала вентиляция. Пассажиры сегодня более осознанно относятся к подобным процедурам, понимая, что это- защита их здоровья, их жизней и жизней тех, кто находится на земле. Мероприятия по дезинфекции салона самолета проводились и после ухода с борта всех пассажиров, а пассажирка из Франции чувствует себя лучше. Подозрения на опасный вирус не подтвердились. Можно признать, наверное, что ситуация на самом деле не так уж однозначна, и что и пассажиры, и авиакомпании сегодня могут оказаться ее заложниками. Профессор Тихоокеанского государственного медицинского университета Михаил Щелканов, занимавшийся исследованиями лихорадки Эбола в Африке, уверен однако, что данная ситуация развивалась совершенно стандартно, дело поставлено и не идет на самотек. Так что совсем не обязательно было считать с секундомером- раньше врачи прибыли или позже. Система работает надежно и безотказно. |
|