НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Жизнь, смерть, судьба... Темы личные — и всей цивилизации!

25 Июля 2019 г.

"Зачем заводить детей во времена коллапса?" – задается вопросом философ Марианна Дюрано на страницах Le Monde. Она напоминает о том, что задолго до появления эко-тревожности философия задумывалась над проблемой смертности.

Лекарство для индустриальной цивилизации

"(...) Мы порождаем небезопасные жизни, создаем творения, обреченные на гибель. "Мы, цивилизации, - мы знаем теперь, что мы смертны", – сказал Поль Валери (Французский поэт, эссеист, философ. 1871-1945 - Прим. ред.) задолго до первого доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК)", – говорится в статье.

"Несмотря на разнообразие ответов, все философы более или менее сходятся во мнении по этому вопросу: горизонт смерти придает смысл жизни. Именно потому, что у моей жизни есть конец, у нее может быть цель. Именно потому, что мое время ограничено, его нужно использовать с умом. Только сознавание моей конечности может позволить мне выполнить работу до конца. "Конец" – это и термин, и цель. "Завершенная" жизнь или работа – это исполненная жизнь, совершенная и в то же время прошедшая. Я произвожу на свет детей, желая, чтобы они закончили свои дни, независимо от предоставленного числа этих дней", – размышляет автор статьи.

"Перспектива экологического коллапса не меняет условий этой извечной мудрости, она лишь радикализирует такой урок. Как же осмыслить конец света? Выделим три взаимодополняющих подхода: от самого поверхностного до самого радикального", – пишет Дюрано.

"Первый сценарий, самый оптимистичный: мы можем стать свидетелями не столько конца света, сколько конца нашего потребительского, глобализированного мира, направленного на повышение производительности. Тогда появится возможность воспользоваться шансом превратить его в более справедливый мир, где развитие будет "устойчивым", а экономический рост "экологическим". Но с каждым новым договором о свободной торговле эта счастливая гипотеза становится все более утопической. По мере накопления мусора, климатических встреч на высшем уровне и твитов Дональда Трампа, надежда на выбранный нами переход исчезает, а перспектива рецессии подтверждается", – указывает философ.

"Второй сценарий, более реалистичный: мы станем свидетелями конца общества изобилия. Бывший депутат Европарламента от партии Зеленых Ив Коше так определяет коллапс: "Основные потребности (вода, еда, жилье, одежда, энергия, мобильность, безопасность) больше не обеспечиваются для большинства населения со стороны служб, которые регулируются законом". Итак, что мы видим во Франции и в других местах? Цена на энергоносители (топливо, газ, электричество) растет, а основные услуги (транспорт, безопасность, очистка воды) приватизируются", – поясняет автор публикации.

"(...) Действительно головокружительный вопрос – не конец того или иного мира, а конец света: запредельная вероятность – ядерная война или нарушения климата – того, что сам мир станет необитаемым", – говорится далее.

"В то время как прошлые кризисы были ограничены определенным обществом и поколением, угрозы, нависшие над нами, необратимы и распространяются на всю нашу планету. Чтобы изобличить нынешнее разрушение экосистем, ученые сейчас говорят о "6-м массовом вымирании". Исследования, которые регулярно публикуются в научных журналах, показывают, что 50% видов животных и растений исчезнут к концу столетия, и для восстановления такого бедствия Земле понадобится несколько миллионов лет", – указывает философ.

"(...) Существует ли, как всегда бывает в философии, средство преодоления противоречий, некий третий путь?" – задумывается Дюрано.

"(...) Согласно уроку древних философов, правильная с их точки зрения жизнь тоже способна остановить бедствие или помочь нам пережить его. Платон, Аристотель, Эпикур, Сенека, Эпиктет, а также Декарт, Монтень, Паскаль, на этот раз, сходятся во взглядах: мудрец воздержан и весел, он предпочитает "изменять свои желания, а не порядок мира" ("Рассуждение о методе", часть 3, Рене Декарт), он не накапливает объекты своего вожделения, а наслаждается жизнью, зная, что он смертен", – анализирует автор статьи.

"Если нам надлежит вести простую жизнь, то, в первую очередь, не потому, что это экологически необходимо, а потому, что это желательно с нравственной точки зрения. Если нам надлежит развивать нашу индивидуальную и коллективную независимость, то это делается не только для того, чтобы пережить конец света, но и потому, что это реальное условие нашей свободы. Если я учу своих детей умеренности, то не для того, чтобы подготовить их к хаосу, а потому, что это полезно для них. И если при их жизни наступит конец света, то они, по крайней мере, будут жить хорошо", – считает Дюрано.

"(...) Из-за признания бесконечного экономического роста наш мир становится неопределенным, то есть безграничным и бессмысленным. Уничтожив идею "космоса" – конечного, ограниченного, организованного мира – и заменив его идеей "вселенной" – бесконечного и хаотического пространства ("От закрытого мира к бесконечной вселенной", Александр Койре, издательство Gallimard, 1972) – наша cовременность создала условия для беспрецедентного экологического кризиса. Мы мучительно открываем для себя, что в нашем мире нет никакого нейтрального пространства, предполагающего бесконечное расширение, и что что он прежде всего представляет собой хрупкую экосистему: космос. Бесконечный мир, теоретизированный современной философией, долгое время считался бессмертным, в действительности же он является бесцельным и рискует стать причиной нашего конца", – комментирует философ.

"Таким образом, с этой точки зрения, идея конца света, будь то вероятное будущее или новый политический миф – как очередная шумиха об Апокалипсисе – представляется мне необходимым средством, неким лекарством от отсутствия смысла, что является характерным для индустриальной цивилизации", – заключает Марианна Дюрано.

Перевод Inopressa.ru

Действительно, некоторые люди сейчас испытывают эко-тревожность. Их беспокоят изменения окружающей среды: меняющийся климат, огромное количество мусора. Жители разных стран задаются вопросом  – что будет, если наступит конец света? Тогда и жизнь теряет смыслы. Но в наших руках изменить ситуацию и начать относиться к природе бережнее.

Ещё на эту волнующую тему:

  • Расскажите об этом своим друзьям!