Записки андрагога. Из дневника «Союза неугомонных» |
Александр ГОРДИН, доцент, кандидат педагогических наук, член Совета директоров ВНШ |
23 Февраля 2024 г. |
С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет… Андрагог! Бр-р-р-р… Знаю, это слово корежит сознание. Сам его как все иностранные слова недолюбливаю. Но что поделаешь – «человек, занимающийся образованием взрослых» звучит слишком длинно и вычурно. Если андрагогу повезет, и он хоть что-то хорошее в себе обнаружит[1], он стремится немедленно этим хорошим по-братски поделиться с другими взрослыми людьми. Дело в том, что образовательный диалог, который «изуверы» педагоги-психологи обзывают «андрагогическим взаимодействием», предполагает равноправный обмен приобретенными жизненными смыслами (опытом) между взрослыми людьми. И (о, чудо!) в андрагогов превращаются сами слушатели Высшей народной школы. Они – руководители более половины кружков и студий, а их в ВНШ более 20. Оглядываясь назад, с уверенностью говорю: «Эти пятнадцать лет не промчались в нашей школе как один день!» Позади немало славных дел[2]. Хотя, конечно, говорить о том, что мы сделали все, что могли, и главное, что еще можем – рано! Мне лично наша школа чудится озорным, немного наивным подростком. У него нараспашку душа, в которую без труда забредают разные люди. Мы одна большая дружная семья и не устаем говорить о том, что наша школа – это территория творчества. Что, слишком идеальный коллективный портрет получился? И у вас возникли вопросы: «Все ли так идеально у вас и все ли вам так рады? Все ли, кто приходят в школу, остаются в ней?» Конечно, нет. Причины разные, но, как правило, не связанные с разочарованием в школе. А посетили нашу школу за 15 лет, по нашим подсчетам, более семи тысяч человек. Ежегодный списочный состав около 400 человек. Некоторых мы своей неугомонностью, конечно, бесим. Думаю, что теоретически мы должны быть неприятны всем, покорно «доживающим»[3]. Но сколько раз я ловил на наших слушателях восторженные взгляды «доживающих пенсионеров», но не слушателей ВНШ! В их глазах читалось: «Пусть я не такой или не такая… Но! Знай наших!» Но одновременно, как ни странно, главные наши, условно говоря, недоброжелатели – это технички, вахтеры и гардеробщицы, абсолютное большинство которых как раз нашего предпенсионного или пенсионного возраста. Вспоминается возмущенный возглас одной из них, вооруженной шваброй и тряпкой: «Старые люди, а ведете себя как дети! Шумите, громко смеетесь, молодитесь! Пора бы уж угомониться…» Да! Неугомонные! У нас так даже называется наш отряд добровольцев. И имя нашего сайта – «Союз неугомонных» – своеобразное публичное признание в своей непоседливости… Ловлю иногда настороженные взгляды на себе и на наших слушателях со стороны чиновников. Слава богу, не всех. У нас очень много среди них друзей, которые нам помогают, а мы им помогаем, чем можем. И все-таки во взгляде некоторых из них черным по белому написано: «Тут дел по горло, а они занимаются всякой чепухой: кружки, лекции, стишки, песенки, танцульки…» Вслух они об этом, конечно, не говорят, потому что на государственном уровне декларируется социальная программа, обязывающая их поддерживать активное долголетие. За пятнадцать лет нашего боевого существования только один из них рискнул нечто подобное сказать нам прямо в глаза, да и то только потому, что мы в тот момент о-о-очень от него зависели. А в конце беседы вдруг заявил: «Вот когда выйду на пенсию и мне будет делать нечего, тогда приду в вашу школу и сяду за парту». Не пришел. Хотя уже давненько на пенсии… Словом, работа здесь ни при чем, некоторые из нас были достаточно крутыми начальниками, многие из нас до сих пор работают. И с внуками мы сидим, и так же между грядок весной, осенью и летом на карачках ползаем. Просто мы не замыкаемся в своем обывательском мирке и идем с открытой душой навстречу друг другу и этому миру, приветствуя все, что нам еще выпало осилить, узнать и понять. А также все то, что мы еще в силах делать для своей семьи, города, области, страны. А кто нами восхищается? Не «в жись» не угадаете! Молодежь студенческого возраста от 20 лет и старше. Вы бы видели, как они восторженно на нас смотрят в институте, когда мы где-нибудь в закутке или прямо в коридоре репетируем свои этюды во время занятий в студии «Живое слово». Или, не дай бог (а точнее – дай бог!) оттачиваем свои хореографические навыки перед или после занятий в танцевальном кружке. Мне лично мои студенты не раз говорили, что «ваши дедушки и бабушки многие моложе некоторых моих однокурсников!». И, конечно же, мы радуем своих детей и внуков тем, что не опустили руки и, несмотря на все дефекты возраста, не просто продолжаем жить, а ох как живем! Послушайте и услышьте нас. Наталья Растошинская: «ВНШ – это школа, дарящая крылья. Дочка, отмечая мой очередной день рождения, высказала очень весомую мысль: «Мама, глядя на тебя, мне не страшно стареть…» Людмила Арсентьева: «Дома ты один на один со своими проблемами и далеко не всегда позитивными мыслями. Пришел в школу – вокруг люди, приятные тебе. И ты им тоже нужна и небезразлична». Олег Емельянов: «В последние годы мы активно участвуем в волонтерском движении: убираем мусор на берегах Байкала. И всем, кто бывает с нами рядом, объясняем, что «мы из ВНШ, где у всех поет душа!». Лично для меня среди всех многочисленных дел в школе особый интерес представляют занятия по развитию творческих способностей в студии «Живое слово» и литературном клубе «Родные берега». Вера Дикова: «Я лично прихожу в школу, не обращая внимания на свое самочувствие. Она действует на меня как лекарство. Когда я переступаю порог школы, забываются все недуги и неприятности». Галина Сакунова: «Занятия в студии «Живое слово» развили разговорные навыки, дали уверенность в себе. Почувствовала, что люди меня слушают, даже стала немного артисткой». Татьяна Максимова: «Здесь каждый – это талант, изюминка и при всем этом открытость души и простота. В школе какая-то особая благодатная аура. Я полностью окунулась в атмосферу творчества, доброты. Моя жизнь наполнена сейчас внутренней радостью…» Ирина Фисан: «Нас всех объединяет интерес к познанию, к тому, что жизнь продолжается. Главное то, что ты в этой жизни, благодаря в том числе и школе, находишься не на обочине». Любовь Баранова: «Посещая школу, я руководствуюсь девизом: «Двери в школе я, открыв, получаю позитив!» Это для меня лично важно – слишком много в окружающем нас мире негативной информации и всем нам не хватает каких-то светлых эмоциональных тонов, жизнеутверждающих событий». Виктория Тетерина: «Можно тряхнуть стариной и попробовать себя в роли педагога, а также опубликовать свои творческие работы в школьных альманах и на сайте». Алексей Залуцкий: «Мне очень интересно, как мои сверстники на страницах школьных альманахов рассказывают о своей жизни и жизни земляков. Вспоминается прошлая жизнь, тайга, охотничий промысел… И так светло и по-доброму становится на душе…» Ирина Петрова: «Высшая народная школа – это особое содружество людей-единомышленников, которым интересно друг с другом в любом деле. А дел таких множество: интересные лекции, встречи с творческими людьми, выходы в театр, замечательные тематические вечера, общественно-полезные акции, путешествия по России и даже за рубеж, выездные занятия ВНШ в домах престарелых и детских домах, творческие каникулы, проведение мастер-классов, выставок, летних школ и многое другое – всего не перечислишь… Немного огорчает только то, что все эти годы (пятнадцать лет!) мы как партизанский отряд, у которого нет даже своего офиса, кружки рассыпаны по всему городу, а лекции наши преподаватели читают там, где их добрые люди пустят. Сегодня это два основных добрых «человека»: городская администрация и Педагогический институт ИГУ…». Под каждым сказанным выше словом я готов подписаться. Мне нравится наблюдать и исследовать все, что с нами происходит. Например, каждый раз в начале учебного года приходят новички. Опыт подсказывает – останутся в школе не все. Постепенно выяснилось, что всех слушателей можно, конечно условно, разделить на потребителей, попутчиков, неугомонных (их большинство!) и фанатов, которых мы в шутку называем апостолами. Именно последние становятся активом и входят в состав совета самоуправления. Некоторые из них стали преподавателями. И еще я очень завидую некоторым нашим слушателям, которые в отличие от меня, немного придавленного основной работой, преподавательскими и административными школьными обязанностями, могут учиться, например, рисовать, лицедействовать на сцене… И еще узнавать и делать многое-многое. А что именно, вы можете узнать, зайдя на наш сайт: http://union-of-the-restless.ru/wp-login.php. Конечно, немного грустно, что у нас нет в Иркутске «своего места», что, разумеется, не способствует более интенсивному развитию школы. Но мы оптимисты. Мы хотим, а значит, будем развиваться дальше, несмотря ни на что. И еще… Мы верим в своих социальных партнеров. Они у нас действительно хорошие и надежные. [1] Например, какие-то редкие знания, умение слушать, заражать хорошим настроением и т. п. (Прим. автора). [2][2][2] Всероссийский с международным участием (Китай – Россия) форум «Образование взрослых в России» в Иркутске (2007 г.); участие в международных семинарах по образования взрослых в странах Скандинавии (Швеция, Финляндия, Дания) в 2011 и 2012 гг.; инициирование в 2013 году образовательного движения «Иркутск – обучающий город», в результате которого в городе стали регулярно проводиться «Недели неформального образования»; открытие при методической поддержке ВНШ Высших народных школ при советах ветеранов Иркутской области и при общеобразовательных школах в Усолье-Сибирском и п. Карымский Куйтунского р-на Иркутской области и мн. др. [3] Согласно официальным документам Пенсионного фонда РФ, все население России пенсионного возраста относится к категории «доживающих», потому что эта часть жизни человека в них обозначается «как период доживания» (Прим. автора).
|
|