НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

«Я боюсь самоуверенного полузнания»

23 Июля 2014 г.

shvidkoi

Обозреватель «Российской газеты» доктор искусствоведения Михаил Швыдкой делится с читателями своими размышлениями о природе знания и незнания, а также предостерегает от самоуверенных некомпетентных высказываний в интернет-пространстве.

 Мне почти шестьдесят шесть лет. Я довольно скверно знаю английский язык, с трудом читаю простые немецкие тексты, стыжусь своего школьного французского, в разговоре путаю болгарские слова с сербскими, итальянские с испанскими.

На венгерском, китайском, арабском, турецком, японском и грузинском могу внятно произнести пять слов, вдвое больше на азербайджанском, армянском, польском и румынском. Не знаю древнегреческого и латыни, не говоря о древнееврейском и древнеперсидском. Не знаком с хинди и урду, суахили и еще сотнями других языков, на которых говорят освобожденные народы Азии, Африки и Латинской Америки. Наверняка не сдам ЕГЭ ни по литературе, ни по истории, ни по физике с математикой. До сих пор удивляюсь, почему летают самолеты, про Большой адронный коллайдер могу рассказать языком бессмертной работы В.И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм". Дальше просто стыдно продолжать.

И при этом, что меня ужасает, произвожу впечатление вполне образованного человека. Основные знания в виде эффектных цитат из известных и подзабытых классиков, которые на посторонних производят благоприятное впечатление, получаю часто из рук редакторов программы "Культурная революция", за что им низкий поклон. Кое-что прочитал во время обучения в театральном институте, где нас учили всему понемногу, включая историю музыки, живописи и КПСС. Ну и, понятно, во время первого преподавательского семестра в Восточно-Сибирском институте культуры в Улан-Удэ в 1971 году, где передо мной открывались так и не реализованные доцентские горизонты. Словом, образование мое оставляет желать лучшего. Чем старше становлюсь, тем c большим восторгом чувствую себя жалкой песчинкой в безбрежном море человеческого знания. И радуюсь своему невежеству без особых надежд уменьшить его.

Незнание приучило к осторожности - не стоит с умным видом высказывать суждения о предмете, который тебе неведом. И уж тем более совершать поступки при отсутствии понимания того, к чему они могут привести. Как говорила одна мудрая женщина, работавшая в отделе культуры ЦК КПСС (поверьте, там были мудрые женщины): "Миша, если вы не можете рассчитать на семь шагов вперед, не делайте первого шага". Впрочем, следуя этой логике, можно никогда не научиться ходить.

Вся эта затянувшаяся хвала незнанию связана прежде всего с реакцией блого- и благосферы электронных СМИ на мою предшествующую колонку под названием "Похвальное слово цензуре". Высказывая искреннюю признательность читателям и комментаторам, которые потратили на мои ничтожные соображения время и благородное негодование, позволю себе тем не менее углубиться в историю. Не совсем древнюю, но и не ближнюю.

Теплой весенней порой 1508 года возвращался из Италии в Англию Эразм Роттердамский, чьи сочинения уже в ту пору, когда ему еще не исполнилось сорока лет, прославили его во всех политических столицах, университетских и религиозных центрах Европы. Выход в свет его самых важных, как считали в ХVI и ХVII веках, трудов, "Воспитания христианского государя", в котором он полемизировал с Макиавелли, и исправленного издания Нового Завета (а также его современный латинский перевод), еще впереди, в 1516 году. А пока под мерный стук конских копыт он решил сочинить, как может показаться, сущую безделицу. Своему "милому другу" Томасу Мору он излагает замысел: "А поскольку обстоятельства не благоприятствовали предметам важным, то и задумал я сложить похвальное слово Глупости". Свой "привет" ученому и наделенному властью англичанину он датирует 10 июня 1508 года. Удержусь от искушения обильно цитировать мудреца Эразма, просто отошлю читателя к изданию, которое появилось в Москве в 1960 году. Прекрасный перевод П. К. Губера и замечательное послесловие Л. Е. Пинского доставят безусловное удовольствие. У кого-то даже появится потребность поспорить с автором послесловия, крупным специалистом по литературе Возрождения о том, действительно ли Эразм Роттердамский остался в истории культуры как творец всего одной книги (в начале ХVIII века вышел его десятитомник на французском языке). Но так или иначе именно "Похвальное слово Глупости" по сей день входит в число книг, о которых должен знать любой человек с дипломом высшего учебного заведения.

Увы, кого только не вспоминали, попрекая меня за примиренчество по отношению к карающему цензурному мечу, но об Эразме Роттердамском не вспомнил никто. А ведь могли бы попенять, что соревнуюсь с классиком. Но, увы. Пишу об этом не без грусти. Вослед то ли за Сократом, то ли за Демокритом не стыжусь признаться в том, что знаю лишь то, что ничего не знаю. Особенно когда берусь за новую проблему. Или возвращаюсь к старой. И потому очень боюсь самоуверенного полузнания, которое стало родителем многих трагедий в истории человечества. Да и в частных историях людей тоже. Того приблизительного, полученного от скольжения по информационной поверхности популярных интернет-ресурсов, представления обо всем на свете, что опасно часто позволяет сегодня кому-то выступать с позиций высшей мудрости и этической безупречности. Замечу, что людей, настаивающих на этой своей этической безупречности, опасаюсь тоже. Только безумцы готовы к соревнованию с Господом.

Я боюсь самоуверенного полузнания, которое стало родителем многих трагедий в истории человечеств

Словом, дорогие дамы и господа, а также отроки и отроковицы, не бойтесь своего незнания и морального несовершенства. Зная о них, вы будете стремиться к их преодолению. В этом больше мудрости и добропорядочности, чем в ложном знании и высокомерной демонстрации добродетелей. Впрочем, похоже, до меня об этом уже писал Лев Толстой.

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!