НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

«Я бы поставил на Сталина»

18 Сентября 2015 г.

stalin 1

Если бы я был неким условным госдепом и ставил себе целью произвести в России смуту, я бы ни в коем случае не ставил на наших западников. Я бы поставил именно на Сталина как на идеальный клин для раскола общества.

Новостные ленты сообщают историю о том, как на памятник Солженицыну повесили табличку с надписью «Иуда». Это обсуждается в сетях, более или менее все заинтересованные стороны успели высказаться. Что же произошло?

Молодой человек, который, видимо, не застал СССР не то что в суровые сталинские, но и в мягкие брежневские годы, горячо пожелал поставить памятник любимому вождю, городские власти ему этого не дали, а поставили вместо этого памятник антисоветчику Солженицыну. Вознегодовав, он повесил на памятник табличку с надписью «Иуда».

В то же примерно время коммунисты успешно воздвигли памятники Сталину в трех местах – в Липецке, в Пензе и в поселке Шелангер Республики Марий Эл, что подвигло к негодованию уже бывшего посла США в России Майкла Макфола, который заметил: «Жаль, что люди так мало знают об истории своей страны».

Лекции Макфола, впрочем, произвели обратный эффект: вместо того чтобы слезно просить профессора о пересдаче, русские пользователи Сети выказали большое раздражение и невоспитанность, как бы желая быть совершенно отчисленными из макфоловского университета миллионов. Сталинисты и антисталинисты еще раз сказали, что они думают друг о друге, не сообщив, впрочем, ничего нового.

Но мне бы хотелось сосредоточиться не на Сталине, который давно умер, а на тех особенностях нашей нынешней общественной жизни, которые во всем этом проступают с большой силой. Это, прежде всего, высокий уровень иррациональности.

Поясню, что я имею в виду. Допустим, у меня есть цель – я хочу попасть во Владивосток.

Рационально будет в этом случае приобрести авиабилет, заказать к нужному часу такси, приехать в аэропорт, предъявить билет, сесть в нужный самолет и отправиться. Если вдруг окажется, что у меня нет денег на билет – устроиться на работу и заработать эти деньги.

Но я могу действовать иррационально. Например, долго лелеять мечту поехать во Владивосток и постоянно говорить о том, сколь прекрасен этот город и как чудесно я там заживу. Выйти на улицу с плакатом «Хочу во Владивосток!».

Потом, убедившись, что я почему-то все еще не во Владивостоке, начать обвинять в этом каких-нибудь врагов: «Проклятый совок, отпусти во Владивосток!» или «Коварные масоны, разомкните засовы!»

Я могу пойти в посольство США, или в местное отделение компартии, или в Общество охотников и рыболовов, требуя обеспечить мое перемещение во Владивосток, что в любом случае кончится для меня горьким разочарованием. Я могу даже написать книгу «Задушенная мечта о Владивостоке: история предательства».

В этом случае люди, пожалуй, решат, что моя главная проблема не во Владивостоке, совке, масонах, охотниках, рыболовах или ком-то еще, а у меня в голове.

Люди, которые в одиночку действуют подобным образом, заставляют окружающих думать, что они нуждаются в специализированной помощи, потому что здравый ум предполагает способность ставить себе осмысленные цели и обдумывать реалистичные пути к их достижению.

К сожалению, на уровне общественных движений и настроений люди очень легко – и в массовом порядке – впадают в иррациональность. Киевский Майдан давно уже превратился в притчу во языцех, но все же вспомним его еще раз, потому что это очень яркий пример того же самого, что мы видим и в России.

Люди на Майдане стояли за то, чтобы водворить все, что в их сознании ассоциировалось с Европой – законность, достаток, мягкие и человеколюбивые нравы. Когда не столь воодушевленные пользователи Сети (я в том числе) спрашивали у них, как можно добиться всех этих прекрасных вещей, делая то, что они делают, люди отмахивались.

Ну вот как можно укрепить законность, учиняя драки с полицией, или улучшить нравы, повышая градус ненависти и насилия? Если, скажем, желая попасть во Владивосток, я стану драться с полицией, я попаду в результате только в места не столь отдаленные.

Тот же вопрос – чего вы хотите добиться и как вы хотите этого добиться – можно адресовать и тем, кто учиняет войну памятников, воздвигая одни и вешая оскорбительные таблички на другие.

У нас все смеются над памятниками Степану Бандере. И в самом деле, хотеть интегрироваться в Европу и прославлять того, кого в этой самой Европе (начиная с Польши) совершенно справедливо считают убийцей и террористом – это какой-то бред.

Но воздвигать памятники Сталину – это ничуть не рациональнее. Нам не нужно интегрироваться в Европу, но нам нужно как-то внутри себя интегрироваться. Поддерживать гражданское согласие и мир. Потому что, если люди желают Родине быть могучей и самостоятельной державой, для этого очень важно хотя бы не передраться между собой.

Если бы я был неким условным госдепом и ставил себе целью произвести в России внутреннюю смуту, я бы ни в коем случае не ставил на наших западников – их популярность носит отрицательный характер, и для того, чтобы угробить любое дело, их надо с этим делом как-то связать; они, на самом деле, один из столпов действующего режима.

Я бы поставил именно на Сталина как на важный символ разделения: чем больше одни будут прославлять его, тем больше другие – проклинать, причем с обеих сторон будут довольно большие группы людей. Сталин – это идеальный клин для раскола общества.

Разумеется, наши сталинопоклонники и в страшном сне не являются вражескими агентами, которые обдуманно хотят произвести раскол и смуту. Но абсолютное большинство людей на Майдане тоже были совершенно искренни. Идеологически какой-нибудь «Правый сектор*» не имел и не имеет ничего общего с сенатором Джоном Маккейном – кому это мешает?

Поэтому надо как-то определиться с целями – а чего мы хотим? Мы хотим отморозить уши назло бабушке Макфолу? Или мы хотим жить в мирной, процветающей и могущественной стране? Тогда нам стоит подумать, что будет содействовать ее миру и процветанию, а что не будет.

Можно считать Солженицына спорной фигурой, но его раскольный потенциал в любом случае невысок. Чтобы заставить людей разделиться и передраться, гораздо лучше подходит Сталин.

Тут приходится выбирать – да, вам дорог товарищ Сталин. При этом весьма большому числу ваших сограждан он категорически не дорог. С этими согражданами вы можете передраться. А можете согласиться с тем, что всем нам тут жить и вместе строить общую страну – и тогда, наверное, устраивать войн памятников не стоит.

По инф. vz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!