НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Воспитанному верить

15 Июня 2015 г.

child 798

Должен заметить, что я являюсь не только колумнистом "Российской газеты", но и ее читателем, что, по-моему, естественно. Так вот ровно и только поэтому я прочитал в "РГ" документ, который называется "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".

Прочел и подумал (интеллигентно интерпретируя мои мысли): "Вот это да!" Важнейший документ. На самом деле, может быть, вообще самый главный, потому что от того, как и какими будут воспитываться наши дети, решающим образом зависит то, какой будет наша страна.

Но никаких обсуждений этого документа, особых споров мною замечено не было. Впрочем, оно и понятно: мы все больше как-то про политику любим да про экономику. Про медицину еще вдруг можем. А про воспитание - как-то не очень.

Когда великий педагог Иоганн Генрих Песталоцци послал Наполеону свое виденье реформы образования, император поставил резолюцию: "Я букварями не занимаюсь". Вскоре случилось Бородино... Но это я так, к слову.

"Стратегия развития воспитания в РФ" - документ важнейший. Государство четко, ясно и внятно декларирует свои приоритеты в этой сфере.

Понятно, что в любой стране декларации государства всегда вызывают споры и несогласия. Это нормально. Я, например, не убежден, что, как следует из документа, есть какие-то отдельные методы воспитания граждан и отдельные - патриотов. На мой взгляд, хороший, образованный человек - всегда хороший гражданин и настоящий патриот.

Но дело не в этих деталях. Дело в том, что продекларировано несколько важнейших принципов, и родители теперь вправе требовать от педагогов, чтобы эти принципы соблюдались.

Более всего меня порадовало, что государство ставит такую задачу: "создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности".

Кто-то заметит, что это не более чем декларация. Но так можно сказать о любом заявлении. А кроме того, с моей точки зрения, - это очень правильная декларация.

Государство настаивает на том, что, во-первых, ребенок - это личность, а во-вторых, эта личность должна быть счастлива и свободна.

На самом деле такой подход требует кардинального изменения отношения к школьникам. Недавно в одной престижной школе я читал лекцию и попросил поднять руки тех учащихся, которым никогда не говорили фразу: "Твое мнение никого не интересует". Не поднял руку ни один человек.

Государство требует, чтобы к детям относились как к свободным, счастливым личностям. Разве не от школы зависит, станут ли эти слова простой декларацией или руководством к действию? И кто, как не родители, должны следить за тем, исполняется эта декларация или нет.

В этой же стратегии записано, что одним из приоритетов государственной политики в области воспитания является "содействие укреплению семьи и защита приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами".

Важнейший вывод! Конкретный ответ всем тем, кто боялся излишнего вмешательства государства в воспитание детей. Государство заявляет: главные - родители.

К слову сказать, это и на нас, родителей, возлагает серьезную ответственность. Ведь, что греха таить, многим кажется, что, отдав ребенка в школу, папа и мама как бы снимают с себя ответственность за их воспитание и образование. Ничего подобного! Наша система школьного образования сегодня находится в таком состоянии, что, если родители не будут воспитывать и образовывать детей, они вырастут необразованными и невоспитанными.

Читаю в Стратегии такие слова: "Развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей". И радуюсь!

Наконец-то на государственном уровне продекларировано, что дети - разные, что у них "индивидуальные траектории развития личности".

Уже упомянутый мной Песталоцци еще в начале XIX века придумал свой "метод природосоответствия", утверждая, что в деле обучения надо идти не от представлений педагога о том, что надо ребенку, а от самого ребенка, от его потребностей. Строка в Стратегии задает верное направление.

И опять же, от нас зависит, станет ли оно просто декларацией или руководством к действию.

"Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях", - настаивает Стратегия.

И это уже серьезное обращение к властям на всех уровнях. И не только к властям.

Мы не заметили, как с телеэкранов исчезли дети и подростки. Нет таких героев на нашем телевидении. Многочисленные ток-шоу крайне редко посвящаются проблемам воспитания. Я предлагал нескольким продюсерам идею сериала о современной школе - ответ один: не актуально. Неинтересно. Или давайте чернуху (я ее не писал и не буду писать никогда), или не про школу.

Каким-то непостижимым для меня лично образом школа перестала находиться в центре общественного интереса. И опять же от нас, в том числе от людей пишущих и снимающих, зависит, изменится эта ситуация или нет.

Я бы сказал, что "Стратегия воспитания" - документ очень оптимистичный, нацеленный в завтра. И не только от государства, но от всех нас зависит, воплотится он в сегодня или так и останется хорошей декларацией.

Как там классик писал про колокол? Так вот он уже звонит.

  • Расскажите об этом своим друзьям!