НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Воспитание по-еврейски

17 Апреля 2015 г.

Есть старый еврейский анекдот: господь вызвал раввина и объявил, что через две недели будет потоп. Аудиенция закончилась, раввин пришел в синагогу и сказал своим соплеменникам: "У меня неприятная новость, снова обещают потоп. Поэтому у нас две недели, чтобы научиться жить под водой". Как известно, в каждой шутке только доля шутки. Действительно, складывается впечатление, что евреи умеют находить выход из любой, даже самой сложной и запутанной ситуации.

"Еврейской головой" называют человека, который быстрее других соображает, думает наперед и предлагает нестандартные решения. Да и среди лауреатов Нобелевских премий примерно 20% составляют представители этого народа. В чем же секрет успешности евреев? Пожалуй, никто не будет отрицать, что нужно искать истоки в воспитании. Ведь все качества, необходимые для достижения таких высоких результатов, закладываются в детстве.

Что такое воспитание по-еврейски и каковы его основные принципы, обсудили эксперты на круглом столе, прошедшем в рамках проекта "Лица Петербурга".

Есть точка зрения, что воспитание детей должно осуществляться максимально свободно, личность ребенка должна иметь максимальные права и в минимальной степени сталкиваться с каким-то ограничениями. По мнению экспертов, это не еврейский подход. "Такой подход не очень оправдал себя в мире, потому что воспитание — это всегда некое целенаправленное воздействие на ребенка. И с этой точки зрения, идея еврейского воспитания — это идея использования некого высшего авторитета — бога или всевышнего, который накладывает некоторые табу", — считает директор еврейской школы "Менахем" Валерий Столов.

Раввин, преподаватель еврейских традиций в школе "Менахем" Шломо-Залман Гольденберг подчеркивает, что Тора объясняет все запреты, кроме тех, которые разум человека постичь не может. При этом евреи стараются рассказывать про все ограничения детям просто и доступно.

"Часть еврейского образования — это идея того, что ты преподносишь ребенку правду, как она есть, но в понятных для него рамках. В Торе даже есть прямые указания, что надо воспитывать детей в зависимости от их возможностей. Нет смысла взваливать на них всю ответственность и глубину понимания, потому что это может выбить их из колеи", — уверен раввин.

Еще один важный аспект еврейского воспитания — подавать пример собственным поведением. Если родители говорят своим детям: "Делайте так-то", то сами не должны поступать иначе. Наблюдая, как ведут себя родители, малыши невольно подражают им, а значит, если родители поступают достойно, то и дети будут следовать их примеру без каких-либо воспитательных моментов.

Что касается наказания, подход к этому вопросу у евреев достаточно философский. Наказывать ребенка бессмысленно до определенного возраста, правда, здесь все индивидуально. Кого-то из детей нельзя "поучать" до 5 лет, кого-то — до 10, а некоторых вообще нельзя трогать до 20.

"Если результата не будет, то и нет смысла наказывать. Вообще более хасидский взгляд на воспитание — это всегда фокусировка на позитиве. Не концентрировать внимание ребенка на том, что будет, если он начнет вести себя неправильно, а сфокусировать его внимание на том, что будет, если он будет вести себя хорошо", — делится преподаватель еврейских традиций, раввин Гольденберг.

И все же, с точки зрения Торы, чрезмерная доброта, когда она неуместна, оборачивается для ребенка злом. Родителям кажется, что они оказывают сыну или дочери больше внимания, поддержки, а на самом же деле, забирают у них уверенность в себе.

В традициях еврейского воспитания содержится также идея преемственности поколений. Этот принцип проверен тысячелетиями и его эффективность не подвергается сомнению, уверены представители народа.

Так, например, в еврейской школе "Менахем" родители активно вовлечены в школьную жизнь. Здесь функционируют семейные лагеря, родители вместе с детьми отмечают национальные праздники, учатся традиционным ценностям.

"В школе учатся 150 детей, из них только 15 человек — выходцы из традиционных семей, остальные же из обычных. Поэтому не все семьи знакомы с национальными традициями, мы через детей передаем им эти ценности", — рассказывает директор школы.

Следует отметить еще и некоторые важные особенности еврейской школы. Во-первых, коллектив сплоченный и дружелюбный, дети не разделены на группы, все знают друг друга и общаются между собой. Директор объясняет эту особенность концепцией школы. Детям много рассказывают о важности общины в еврейской традиции, жизни. Именно в диаспоре происходило возникновение и исчезновение тех или иных еврейских этнических групп.

Другая особенность заключается в том, что ребята очень активны и инициативны. Многие учителя часто жалуются, что современных детей сложно заинтересовать чем-либо, они с трудом соглашаются на участие в кружках, только и делают, что сидят в Интернете. В "Менахем" этой проблемы не существует. По словам Столова, воспитанники школы настолько творческие, что надо их только удерживать вожжами, иначе их понесет не в ту степь.

Удивительно, что, живя в большом городе и зная все, из чего состоит жизнь современного подростка, какие-то элементы этой жизни учащиеся еврейской школы не принимают. Так, например, никто из учеников не курит.

"У них нет какой-то борьбы курить или не курить, им это неинтересно. Вообще курение в детстве — это некий дух улицы, который человек воспринимает, когда у него есть пустота. А так как у наших детей нет этой пустоты, она проходит мимо них", — так объясняет отсутствие вредной привычки у детей раввин Шломо-Залман Гольденберг.

Ну и конечно, ребята с детства приывают воспринимать все происходящее с юмором. Самоирония и веселый взляд на любую ситуацию очень важны, об этом говорится и в Торе. Ведь все в нашей жизни происходит по воле в севышнего. Если мы переживаем какой-то негативный момент, это значит, что это всего лишь этап чему-то позитивному. Поэтому по-настоящему грустить и расстраиваться и не веселиться, с точки зрения еврейской культуры, нет никакого повода. Согласно еврейским обычаям, даже законы траура ограничены — скорбеть слишком много и долго нельзя.

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!