Воспитание по-еврейски |
17 Апреля 2015 г. |
Есть старый еврейский анекдот: господь вызвал раввина и объявил, что через две недели будет потоп. Аудиенция закончилась, раввин пришел в синагогу и сказал своим соплеменникам: "У меня неприятная новость, снова обещают потоп. Поэтому у нас две недели, чтобы научиться жить под водой". Как известно, в каждой шутке только доля шутки. Действительно, складывается впечатление, что евреи умеют находить выход из любой, даже самой сложной и запутанной ситуации. "Еврейской головой" называют человека, который быстрее других соображает, думает наперед и предлагает нестандартные решения. Да и среди лауреатов Нобелевских премий примерно 20% составляют представители этого народа. В чем же секрет успешности евреев? Пожалуй, никто не будет отрицать, что нужно искать истоки в воспитании. Ведь все качества, необходимые для достижения таких высоких результатов, закладываются в детстве. Что такое воспитание по-еврейски и каковы его основные принципы, обсудили эксперты на круглом столе, прошедшем в рамках проекта "Лица Петербурга". Есть точка зрения, что воспитание детей должно осуществляться максимально свободно, личность ребенка должна иметь максимальные права и в минимальной степени сталкиваться с каким-то ограничениями. По мнению экспертов, это не еврейский подход. "Такой подход не очень оправдал себя в мире, потому что воспитание — это всегда некое целенаправленное воздействие на ребенка. И с этой точки зрения, идея еврейского воспитания — это идея использования некого высшего авторитета — бога или всевышнего, который накладывает некоторые табу", — считает директор еврейской школы "Менахем" Валерий Столов. Раввин, преподаватель еврейских традиций в школе "Менахем" Шломо-Залман Гольденберг подчеркивает, что Тора объясняет все запреты, кроме тех, которые разум человека постичь не может. При этом евреи стараются рассказывать про все ограничения детям просто и доступно. "Часть еврейского образования — это идея того, что ты преподносишь ребенку правду, как она есть, но в понятных для него рамках. В Торе даже есть прямые указания, что надо воспитывать детей в зависимости от их возможностей. Нет смысла взваливать на них всю ответственность и глубину понимания, потому что это может выбить их из колеи", — уверен раввин. Еще один важный аспект еврейского воспитания — подавать пример собственным поведением. Если родители говорят своим детям: "Делайте так-то", то сами не должны поступать иначе. Наблюдая, как ведут себя родители, малыши невольно подражают им, а значит, если родители поступают достойно, то и дети будут следовать их примеру без каких-либо воспитательных моментов. Что касается наказания, подход к этому вопросу у евреев достаточно философский. Наказывать ребенка бессмысленно до определенного возраста, правда, здесь все индивидуально. Кого-то из детей нельзя "поучать" до 5 лет, кого-то — до 10, а некоторых вообще нельзя трогать до 20. "Если результата не будет, то и нет смысла наказывать. Вообще более хасидский взгляд на воспитание — это всегда фокусировка на позитиве. Не концентрировать внимание ребенка на том, что будет, если он начнет вести себя неправильно, а сфокусировать его внимание на том, что будет, если он будет вести себя хорошо", — делится преподаватель еврейских традиций, раввин Гольденберг. И все же, с точки зрения Торы, чрезмерная доброта, когда она неуместна, оборачивается для ребенка злом. Родителям кажется, что они оказывают сыну или дочери больше внимания, поддержки, а на самом же деле, забирают у них уверенность в себе. В традициях еврейского воспитания содержится также идея преемственности поколений. Этот принцип проверен тысячелетиями и его эффективность не подвергается сомнению, уверены представители народа. Так, например, в еврейской школе "Менахем" родители активно вовлечены в школьную жизнь. Здесь функционируют семейные лагеря, родители вместе с детьми отмечают национальные праздники, учатся традиционным ценностям. "В школе учатся 150 детей, из них только 15 человек — выходцы из традиционных семей, остальные же из обычных. Поэтому не все семьи знакомы с национальными традициями, мы через детей передаем им эти ценности", — рассказывает директор школы. Следует отметить еще и некоторые важные особенности еврейской школы. Во-первых, коллектив сплоченный и дружелюбный, дети не разделены на группы, все знают друг друга и общаются между собой. Директор объясняет эту особенность концепцией школы. Детям много рассказывают о важности общины в еврейской традиции, жизни. Именно в диаспоре происходило возникновение и исчезновение тех или иных еврейских этнических групп. Другая особенность заключается в том, что ребята очень активны и инициативны. Многие учителя часто жалуются, что современных детей сложно заинтересовать чем-либо, они с трудом соглашаются на участие в кружках, только и делают, что сидят в Интернете. В "Менахем" этой проблемы не существует. По словам Столова, воспитанники школы настолько творческие, что надо их только удерживать вожжами, иначе их понесет не в ту степь. Удивительно, что, живя в большом городе и зная все, из чего состоит жизнь современного подростка, какие-то элементы этой жизни учащиеся еврейской школы не принимают. Так, например, никто из учеников не курит. "У них нет какой-то борьбы курить или не курить, им это неинтересно. Вообще курение в детстве — это некий дух улицы, который человек воспринимает, когда у него есть пустота. А так как у наших детей нет этой пустоты, она проходит мимо них", — так объясняет отсутствие вредной привычки у детей раввин Шломо-Залман Гольденберг. Ну и конечно, ребята с детства приывают воспринимать все происходящее с юмором. Самоирония и веселый взляд на любую ситуацию очень важны, об этом говорится и в Торе. Ведь все в нашей жизни происходит по воле в севышнего. Если мы переживаем какой-то негативный момент, это значит, что это всего лишь этап чему-то позитивному. Поэтому по-настоящему грустить и расстраиваться и не веселиться, с точки зрения еврейской культуры, нет никакого повода. Согласно еврейским обычаям, даже законы траура ограничены — скорбеть слишком много и долго нельзя.
|
|