НА КАЛЕНДАРЕ

Воспитание патриотизма

Ю. В. БОГОРОДСКИЙ   
16 Декабря 2022 г.

Для России воспитание патриотизма в молодых гражданах всегда было насущной необходимостью. У России с седого средневековья не было и нет друзей. Есть «дружественные» страны, но искренних друзей не было и нет. Воспитывать патриотизм у молодежи пытаются на примере наших предков, победивших нацизм в Великой Отечественной войне. Замечу, кстати, что и сейчас в борьбе с нацизмом на Украине немало примеров военной доблести и героизма российских бойцов. Но только ли на войне требуются проявления патриотизма? Разве мирная жизнь не требует его?

Воспитание патриотизма

Слово «патриотизм» происходит от patris – «земля отцов», по-русски Отечество или Родина. Таким образом патриотизм начинается с любви к родителям, к своей семье и к месту, где человек родился. Воспитание патриотизма, стало быть, начинается в семье. Однако одной любви для формирования истинного патриота недостаточно. Для этого необходимо воспитание чувства ответственности и долга. Считаю ответственность основным качеством личности. Ответственность перед родителями, перед товарищами, перед коллективом, ответственное отношение к своим обязанностям, ответственное отношение к родной земле и к стране в целом – все это формирует душу. Бездушный человек безответствен и, наоборот, безответственный – бездушен. Дети в семье должны иметь какие-то обязанности в соответствии с возрастом и непременно выполнять их. Если ребенок в семье не будет иметь никаких обязанностей, в нем непременно сформируются безответственность, иждивенчество, отсутствие чувства долга.

К сожалению, в обществе наблюдается некий кризис семьи. Бывает, у супругов отсутствует семейное единство, они, по сути, разные. У каждого свои интересы и увлечения, свои друзья, свои деньги, своя мера безответственности. Может ли такая как бы семья воспитать достойного человека в своем ребенке? В неполных семьях, где отсутствует отец и потому нет мужского влияния, вряд ли у ребенка выработается чувство ответственности и долга.

Воспитание этих качеств личности непременно должно продолжаться в дошкольных учреждениях и в школе. Это тем более важно, если в семье этому не уделяется должного внимания. И в детсаду, и в школе дети должны выполнять какие-то функции по самообслуживанию, наведению порядка в помещениях, уборке территории, участвовать в природоохранных мероприятиях.

Считаю необходимым оптимизировать школьное образование. Младших школьников, считаю, не следует «перегружать» знаниями, им следует давать только необходимое в их возрасте. Главное для них – именно духовное развитие. Над этой основной задачей формирования будущего гражданина и личности должен работать весь педагогический коллектив. В любой дисциплине отыщется «духовный компонент», но более всего возможностей для этого в природоведческих дисциплинах, в истории и литературе. Русская классическая литература – неисчерпаемый источник духовности, надо только суметь открыть этот источник для молодых душ.

Считаю необходимым во всех школах восстановить переводные экзамены, по крайней мере, в старших классах (класса с седьмого, мы, в свое время сдавали их, начиная с четвертого класса). Это не только контроль усвоения соответствующих знаний, но и, что немаловажно, необходимость молодому человеку «преодолевать себя», что способствует формированию характера. Также считаю необходимым ликвидировать выпускные экзамены по выбору, пресловутое ЕГЭ. Школьники выбирают предметы, экзамены, по которым им легче сдать. Их стремление понятно. Но это ведет к «перекосу» в подготовке специалистов: каких-то специалистов оказывается переизбыток, а иных – дефицит (особенно по техническим профессиям).

Завершая заметку, подчеркну: воспитание патриота – это комплексная задача семьи, общества и государства.

  • Расскажите об этом своим друзьям!