НА КАЛЕНДАРЕ

«Украшение любой сцены мира»: знакомая и незнакомая Анна Нетребко

Анна Балуева, sobesednik.ru   
18 Февраля 2022 г.

Портрет Анны Нетребко нарисуем с помощью Наталии Хольцмюллер, выпускницы Ленинградской консерватории, организатора культурных проектов Art & Business и издателя одноименного журнала и хозяйки Русского бала в Вене, где она постоянно живёт уже много лет.

«Украшение любой сцены мира»: знакомая и незнакомая Анна Нетребко

Обворожительная Анна, божественное чудо, безупречный вокал, глубокий артистизм — все это говорится в адрес оперной звезды Анны Нетребко неизменно и каждый день, а вовсе не только на юбилее, который она отметила минувшей осенью.

Это парадный портрет царицы мировой оперы, к которому добавим яркие штрихи и детали, известные очень не многим.

Пигмалион и Галатея

— Я хорошо знакома с маэстро Гергиевым и как журналистка давно сотрудничаю с Мариинским театром, поэтому о начале творческого пути Анны Нетребко мне известно из рассказов её коллег. С ней самой я познакомилась в артистической знаменитого концертного зала Musikverein Вене во время выступления Валерия Гергиева, который в своё время обратил на неё внимание и создал то, чем она сейчас является. Безусловно, основополагающую роль в этом сыграли голос, талант и трудолюбие, но без маэстро Гергиева она бы, весьма вероятно, такой головокружительной карьеры не сделала. Он не только гениальный дирижёр, но и уникальный музыкант, и ему интересно заниматься с вокалистами. В своё время это была Ольга Бородина, которой он уделял много внимания, и я наблюдала, как она становилась выдающейся певицей. Ну, а затем Анна.

— Правдив ли миф о том, что однажды маэстро Гергиев увидел красивую девушку, которая работала в Мариинке уборщицей и, стоя за кулисами, распевала «Травиату» вслед за солисткой на сцене. Это и была Анна Нетребко, тогда ещё «нешлифованный алмаз»

— За истинность этого мифа не поручусь, а слухами не пользуюсь и, имея среди своих близких знакомых немало известных людей, всегда опровергаю истории, если уверена в том, что они не соответствуют действительности. Конечно, ставшие знаменитыми выходцы из Мариинского театра интересуют меня, и однажды я спросила сестру Валерия Абисаловича - Ларису, которая возглавляет Академию молодых певцов Мариинского театра: «Лара, как это было? Анна Нетребко в самом деле мыла полы в Мариинском театре?», на что она, со свойственным ей юмором, ответила: «Ну да, мыла, только она знала, где мыть - около приёмной Валерия, и он обратил на неё внимание». О том, что немаловажным фактором для выбора маэстро Гергиева стала внешность Анны, упоминали и коллеги певицы.

Когда Нетребко делала первые шаги в театре, она, говорят, не очень чисто интонировала, и голос у неё был небольшой. Однажды, когда Анну пробовали на какую-то роль, музыкант, давно работавший в оркестре, спросил маэстро: «Ну, зачем Вы её взяли? Ее же не слышно». — «Зато видно, — ответил Гергиев, — у неё хорошая внешность, это имеет большое значение для сцены».

Можно сказать, это история Пигмалиона и Галатеи, потому что Гергиев занимался не только её голосом, для этого есть педагоги по вокалу, но сделал из неё поющую актрису, очень много вложив в неё и развив ее талант. Он потрясающе относится к Анне — и я тоже этому свидетель. Его авторитет и поддержка, безусловно, помогали ей в карьере. Конечно, она много работала и продолжает работать, но факт везения и удачи не отменить.

— Злые языки, намекая на то, что у Анны Нетребко не самый лучший голос на свете, вспоминают балетную историю Анастасии Волочковой.

— Ну, завистники у звезды есть всегда. Может быть, чисто гипотетически, есть люди с более яркими голосами, но мы их не знаем. А оперный трон заняла Анна, которая продолжает царить, и, в общем-то, сегодня равных ей по популярности нет. В Австрии эту певицу просто боготворят. Спросите любого, кто лучшая оперная певица, и все скажут: Нетребко. Она сумела завоевать сердца. Анна бывает эпатажной, но ей это прощают. У дивы бывают «разногласия» с фигурой, так как она, видимо, не любит ограничивать себя, но тут ничего не поделаешь - звезды тоже имеют право на какие-то радости в жизни. А Анна любит жизнь, и это прекрасно. Ну, а то, как она её проживает вне сцены, известно только ей. Однако, Анна Нетребко — это чрезвычайно яркое явление, и долгие годы она остается на самой вершине музыкального Олимпа, создав новый образ звезды оперной сцены.

Её прорывом стал дебют в Метрополитен-опера, где она пела Наташу в опере Прокофьева «Война и мир», а затем выступление на фестивале в Зальцбурге, где она до сих пор является мощным магнитом для любителей музыки.

Лично я в полной мере оценила Нетребко после того, как увидела и услышала её в опере Верди «Анна Болейн» в постановке Венской Государственной оперы. До этого манера её исполнения не всегда приводила меня в восторг. Она долгое время оставалась экспансивной Наташей Ростовой, и манера её сценического поведения подчас несла черты инфантильности, даже когда она пела романсы. «Анна Болейн» — это был для меня рубеж, где она проявила себя как выдающаяся певица и глубокая драматическая актриса. К тому же ее голос со временем, после рождения ребёнка, обрёл новые краски, более глубокий тембр, благодаря чему ей удалось расширить свой репертуар.

«Украшение любой сцены мира»: знакомая и незнакомая Анна Нетребко

  • Наталия Хольцмюллер

Словом, это была уже новая Нетребко.

Анну очень любят в Австрии, она является почётной гражданкой этой страны, у неё здесь квартира, и сейчас она в основном живёт в Вене вместе со своей семьёй. Раньше Анна с Тишей (Тьяго, сын певицы от союза с Эрвином Шроттом) много времени проводили в Америке, где она боролась с аутизмом сына, но теперь, насколько известно из прессы, они вместе эту проблему в значительной степени решили.

— Доводилось ли вам слышать народное поверье о том, что Анне Нетребко в жизни очень помогло особое расположение Владимира Путина, которое играет роль «охранной грамоты»?

— Насчёт «особого» — это, думаю, преувеличение. Я слышала, что Владимир Путин - поклонник её таланта, возможно, ему импонирует и её внешность, но главную роль в карьере Анны, безусловно, сыграл маэстро Гергиев, являющийся для Президента России большим авторитетом, и это, с моей точки зрения, абсолютно справедливо, потому что никто и никогда за всю историю музыки не сделал для искусства столько, сколько Валерий Гергиев, для которого это служение - лейтмотив всей его жизни.

Так что, уверена, что рассуждения об «охранной грамоте», - просто досужие измышления. Да и самой Нетребко никакие «грамоты» уже давно не нужны. Она, мне кажется, даже устала от статуса дивы — признавалась как-то, что хочет открыть ресторан. Когда смотришь на сцену из зрительного зала, все кажется божественным. Но тому, кто стоит на этой сцене, это может и поднадоесть. Артисты ведь тоже земные люди.

— И звёздам тоже, бывает, не везёт в любви?

— Мне кажется, что Анне в личной жизни долго не особенно везло. Однажды мы встретились 9 мая возле памятника Советскому солдату в Вене, куда в этот день приносят цветы и возлагают венки. Я, естественно, тоже пришла. Оборачиваюсь — сзади меня стоит Анна с огромным букетом и рядом - Эрвин Шротт. Поскольку вокруг не было оперных фанатов, я с ней заговорила. «Это - мой муж Эрвин Шротт», — представила спутника Анна, а тот сразу заявил: «Я не говорю по-немецки». «Мы можем и на другом языке поговорить», - предложила я. Эрвин родился в Уругвае в семье выходцев из Германии, но по каким-то причинам этот язык ему не близок. Много раз возникали разговоры о свадьбе, и Нетребко сама их поддерживала, но она не состоялась даже тогда, когда появился их общий ребёнок, и в конце концов они расстались. На смену Эрвину Шротту пришёл Юсиф Эйвазов, который, по-моему, активно и в чём-то, наверное, благотворно на неё влияет.

Близость к Нетребко в своё время способствовала росту популярности Эрвина Шротта, и, безусловно, помогает Юсифу Эйвазову.

Анна Нетребко дала возможность многим людям испытать сильные эмоции, и я желаю ей гармонии и процветания.

Яркий штрих к портрету Анны Нетребко добавил Денис Мацуев, пианист, народный артист России:

Лет семь назад видео выступления босоногой Анны Нетребко в Берлине стало вирусным. Певица, исполняя арию Джудитты Легара, в артистическом пылу и в танце экспрессивно сбросила туфли, да так, что они пролетели чуть не полсцены, едва не попав в музыкантов. Некоторые критики посчитали выступление Нетребко слишком уж экзальтированным. Другие же сочли это шедевром импровизации.

— Об Анне Нетребко я готов говорить бесконечно, потому что это разговор о настоящей диве в прямом понимании этого слова. И точно так же, как если бы в зал входила, скажем, Мария Каллас, все понимают: это Она! Я думаю, что с Анной, по масштабу ее дарования, уникальному артистизму, красоте и глубине погружения в образ, мало кто может сравниться.

И при этом она абсолютно естественна! Она не надевает разные маски в зависимости от обстоятельств - какая она в жизни, такая и на сцене, - непредсказуемая и ослепительно артистична. И тот случай с туфлями — одна из тех неподготовленных спонтанностей, которые возникают у артистов по по ходу действия на сцене. Среди них случаются и импровизации из разряда настоящих провидений. Я уверен что это ее босое выступление привело в восторг и многих её почитателей и тех, кто впервые побывал на ее концерте.

Анна, в свою очередь, относится с большим пиететом к своей публике, и тут нужно понимать, что если артист будет неискренен и несвободен на сцене, публика это поймёт. Но как раз эта свобода и максимальное погружение в образ удаётся Анне Юрьевне с большим блеском. Искренность — это яркая и очень существенная деталь её образа. Достаточно посмотреть любое её выступление или зайти в её instagram чтобы это понять.

Более открытого человека, более открытой звезды мировой оперной сцены, чем Анна Нетребко, вы сегодня не найдёте.

-- В 2010 году оперная дива Анна Нетребко пела вместе с поп-королем Киркоровым на конкурсе «Новая волна», «заслужив» упреки строгих ревнителей классики.

— Я считаю большим достижением в филармонической жизни нашей страны за последние 20-25 лет рождение нового поколения публики, которая приучена ходить на концерты классической музыки. И в этом играет большую роль вот такие выступления без четкой границы между классической музыкой и шоу-бизнесом. На январском моем концерте в «Крокус сити холле» было шесть тысяч человек — и далеко не все они слушатели филармонии. Зато существенная часть публики затем впервые покупает абонементы в Московскую филармонию. Это происходит из года в год. И я этим горжусь.

«Украшение любой сцены мира»: знакомая и незнакомая Анна Нетребко

  • Денис Мацуев

Все помнят как Пласидо Доминго, Лучиано Паваротти и Хосе Каррерас пели на закрытии Чемпионата мира по футболу в 1990 году. И главная цель этой гениальной истории в том, что их слушали миллионы по всему миру! И тот, кто их слушал, потом стал ходить и в оперу.

Аня Нетребко делает то же самое. Какая разница, где она показывает своё искусство — она расширила рамки академического оперного театра. Она украшает собой любую сцену мира, будь то академическая или эстрадная.

На нашем сайте читайте также:

Sobesednik.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!