НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...

Церковь выбирает застой

29 Сентября 2015 г.

pravosl 22

Чтобы быть истинным православным, минимум раз в год необходимо причащаться. Несмотря на то, что 74% россиян считают себя верующими, ритуал выполняют только 3% населения. Это означает, что православной церкви за последние годы не удалось укрепить позиции в обществе. Ожидает ли РПЦ кризис в ближайшей перспективе, рассуждали члены экспертного клуба "Росбалта".

"Православная церковь не уникальна: любая социальная организованность стремится к экспансии. Неважно, что она собой представляет. Это может быть государственная власть, может быть общество филателистов, которое хочет, чтобы его отделения были во всех городах, а все члены платили взносы и подчинялись чиновникам. Расширение может быть вертикальным, тогда оно проявляет себя как развитие. Расширение может быть горизонтальным, то есть бюрократическим, механическим захватыванием все новых и новых духовных, властных или материальных территорий", — задал тон обсуждению в рамках круглого стола писатель Андрей Столяров.

В светском обществе принято считать, что РПЦ пошла по второму пути. В частности, священники пытаются завладеть культовыми зданиями: не утих еще конфликт в Санкт-Петербурге, разгоревшийся из-за притязаний местной епархии на Исаакиевский собор; в разных городах церковь требовала передать в ее владения рыцарские замки, здания филармоний и детских садов, а также протестантские церкви. Как заметил Столяров, священники не оставляют попыток взять под контроль систему образования. Хотя 60% родителей в Петербурге для своих детей выбрали курс "Основы светской этики", им все равно навязывают уроки, посвященные православию. Кроме того, в начале года Высшая аттестационная комиссия зарегистрировала предмет "Теология", то есть приравняла веру к науке. На слуху многочисленные истории, когда представители РПЦ вмешивались в культуру. Доходило до того, что выдвигались требования крестить Деда Мороза.

Православие при этом за последние годы укрепило свои позиции в стране: вся государственная элита придерживается этой конфессии, в целом около 74% россиян — православные верующие. Однако только 7% из них посещают церкви, всего лишь 3% причащаются. По мнению руководителя Центра исследований модернизации Европейского университета Дмитрия Травина, общество не является по-настоящему религиозным. Причина в том, что церковь не пошла по пути реформ. Она даже не попыталось привлечь к участию в своей жизни людей и не стала заступаться за них, полностью подчинившись государству.

"У РПЦ было 25 лет на создание активных приходов, но они так и не появились", — заявил протоиерей, заведующий кафедрой церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии Георгий Митрофанов. На его взгляд, "жизнь организации РПЦ очень далека от жизни подлинной церкви Христовой", а сами священники воспринимают службу как перспективную работу и идет по пути благополучия: "То, что эти люди носят архаичную неудобную одежду и обрастают бородами, не значит, что они на самом деле ищут Христа. Они собой удовлетворены, им хочется быть успешными. Церковь ничем не отличается от того мира, которому должна давать пример. Есть энтузиасты, которые приходят в правоохранительные органы для борьбы с преступностью, а от них вместо этого требуют зарабатывать деньги".

Как отметил протоиерей, реформы в церкви не предвидятся и в будущем, хотя православной церкви так и не удалось помочь христианам создать гражданское общество, как это получилось у протестантов и католиков. "Трудно ожидать, что внутри церкви будет создано гражданское общество. Когда у человека нет потребности идти на выборы, неужели он будет активен в своем приходе? В России есть традиция, которая не располагает к развитию личности", — заметил Митрофанов. При этом церковь не может опереться на свой народ: после революции в 1917 году духовенство узнало страшную правду о себе, когда основная масса мирян не стала защищать своих пастырей. Из 142 тыс. представителей духовенства более 100 тыс. человек были уничтожены, хотя в стране насчитывалось более 100 млн православных христиан. "Как можно полагаться на такой народ? И сами в этом виноваты, и сами поплатились", — считает протоиерей.

Его критическая позиция отличается от мнения большинства священнослужителей. "До сих пор все мои дискуссии с представителями РПЦ сводились к одному: если ты атеист, значит, человек безнравственный и бездуховный, пытающийся разрушить основы российской государственности. Если ты россиянин, то ты должен быть православным. Оказывается, есть и другие точки зрения", — отметил Столяров.

Нежелание признать проблему может привести церковь к кризису. "Ядро из верующих, то есть 3-5%, останется, но остальные 70% будут метаться и уйдут влево, станут гордиться своим атеизмом", — отметил Дмитрий Травин. Еще в прошлом веке с подобной проблемой столкнулось католичество, однако трудные времена удалось преодолеть: католические лидеры упростили богослужения, активизировали роль мирян, сблизились с наукой и несколько отдалились от различных правительств.

Это дало результаты. Дмитрий Травин вспомнил, как в Вильнюсе, зайдя в один из храмов, увидел группу девушек, поющих под гитару со священником, а в Варшаве все церкви были переполнены — там шли службы.

Религиозность может стимулироваться и другим способом, как это происходит в США. В этой стране на каждом перекрестке есть три постройки: забегаловка, заправка и церковь. У американцев потребность иметь храм выражена не меньше, чем потребность иметь автомобили или перекусить фастфудом. "Там есть конкуренция церквей разных конфессий. К примеру, мы критично относимся к деятельности отца Всеволода Чаплина, но наш человек не может поменять храм РПЦ. Конечно, можно выбрать храм, где служит более приятный интеллигентный священник, но это альтернатива чисто на человеческом, а не на конфессиональном уровне. А в Америке есть выбор: если уйти из одной конфессии в другую, в ответ не скажут, что ты "враг народа" и "пятая колонна"", — подчеркнул Травин.

С другой стороны, либерально настроенные священнослужители не видят проблемы в том, что верующих со временем станет меньше. Это в средние века помощь служителей церкви была нужна, чтобы уберечься от потусторонних сил, сейчас с такими вызовами люди справляются с помощью, к примеру, медицины и социальных служб, заметил отец Георгий. В России с этим есть проблемы: в частности, многие становятся верующими из-за плохой медицины, на исповедь зачастую идут из-за отсутствия качественных психотерапевтов. В будущем священники перестанут играть роль "психологов в рясе", уверен протоиерей. "Со временем в церкви должны остаться лишь те немногие, которым бог нужен бескорыстно, у которых есть нравственное желание измениться", — подытожил он.

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!