НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

С сочинениями детей — хоть на митинг, своего будущего в светлых красках они не видят…

13 Ноября 2019 г.

Дети еще не научились помалкивать, чтобы не попасть под статью. Они прямо говорят о том, что видят. И не испытывают иллюзий насчет собственного будущего.

С сочинениями детей – хоть на митинг, своего будущего в светлых красках они не видят…

Российский народ все лучше осознает, какая бездна отделяет его от так называемой элиты. И даже министр экономического развития Максим Орешкин был вынужден признать высокий уровень неравенства в России.

Заявление чиновника выглядело, конечно, довольно жалко — с кучей оговорок, какими-то мудреными дополнениями и довольно нелепыми сопоставлениями. Есть у нас, дескать, некрасивое расслоение по доходам и возможностям, но ведь и на Западе не лучше. При этом в России неравенство вроде бы стабилизировалась, а там, в загнивающих заграницах, лишь усугубляется. И правительство наше якобы столько всего делает в борьбе с этим самым неравенством, что еще немножко — и победим.

Вот только красивым обещаниям не верят уже даже дети. И о том, что есть «они» и есть «мы», дети говорят открыто, зло, не выбирая выражений.

Я работаю в школе: веду литературу, выпускаю школьную газету. И в последнее время, какую бы тему я ни дала хоть для классного сочинения, хоть для статьи, — получаю изрядное количество текстов, с которыми впору идти на митинг.

Например, «Медный всадник». «Образ маленького человека». Пишет девочка. Сочувствует в сочинении пушкинскому Евгению: бедный он, несчастный, затюканный. И вдруг переходит на свое личное — даже почерк резко меняется. «А мы, — спрашивает, — разве не такие же затюканные, не такие же замордованные?» Дальше девочка жалеет своих родителей и признается, что ждет, когда ей исполнится наконец четырнадцать — можно будет подрабатывать. Правда, платить будут копейки. Девочка это понимает, и ее это злит.

Что по «Недорослю» Фонвизина пишут, даже цитировать страшно. Сегодня ведь если пересказать, где, по версии восьмиклассников, нынешние Митрофанушки засели, чем рулят и как далеки они стали от Тришек да Кутейкиных, то можно под статью попасть. Оскорбление власти — это вам не шутки.

Расскажу лучше, что дети писали в эссе для школьной газеты о том, как они представляют себе будущее и кем себя там видят. Я надеялась, хоть помечтают ребята. Представляла, как выдумают они новый прекрасный мир, в котором каждый сможет слетать на Луну, и лекарство изобретут от рака, и люди друг другу будут братьями...

Но вот что получила от семиклассника: «Все будет только хуже. А мы станем гопниками». И это не стеб, не троллинг. Сочинение нервное, злое, отчаянное — искреннее. Ребенок пытается, как может, все объяснять. Он прекрасно видит, что и его семья, и семьи одноклассников увязли в долгах и кредитах. Что родители очень много работают, а жить все равно тяжело. Что на детей ни у кого времени не остается. Что хорошее образование доступно не всем: есть гимназии для богатых и есть обычные школы — для остальных. И кто-то пойдет в университет, а кому-то после восьмого класса путь в «Пирожок».

«Пирожком» уничижительно называют в Стрельне «Петродворцовый колледж», в котором готовят поваров, водителей и «продавцов непродовольственных товаров». Это ли не профессии будущего?

О профессиях дети тоже писали — отмечали, что для большинства людей выбор будет все сильнее сокращаться. Будет расти безработица, а с ней и преступность. Перспективы роботизации почти никого не воодушевляют. В одном эссе я прочитала, что роботы будут только у богатых — этакая электронная домашняя прислуга. Из другого текста узнала, что роботы — как раз удел бедных: они станут учить и лечить тех, у кого нет денег на услуги живых специалистов. В третьем эссе говорилось о том, что роботизация — в любом случае плохо, хотя бы потому, что массовое производство умных машин загрязняет планету, а она и так уже превратилась в большую помойку.

Кто-нибудь подумает, что это я детей так настроила за два года работы педагогом. Можно даже договориться до того, что я вообще какой-нибудь диверсант — пришла в школу промывать детям мозги, чтобы раскачивать всякие там лодки и шатать режим. Конечно, в симпатиях к режиму меня заподозрить трудно. Вот только сочинения по «Медному всаднику» я получила от детей, у которых вела литературу временно, заменяя коллегу. А эссе про будущее писали юнкоры-новобранцы.

Те, кто в школьной газете давно, знают, что я вообще-то за объективность, взвешенность оценок, всестороннее изучение любой проблемы. И эти ребята — хорошисты и отличники, к слову, — честно стараются избегать в своих текстах тона обвинителей и судей. Впрочем, в последнее время и мои газетчики со стажем впадают в уныние. «Марина Анатольевна, но ведь нельзя же не видеть, что происходит, — кривятся они. — Кругом несправедливость, жестокость, бедность, разруха. Другой мир — он для единиц, для тех, кто его даже не заслужил. И впереди ничего хорошего».

Что мне им на это отвечать? Я говорю, что не следует опускать руки, рассказываю про выученную беспомощность и про то, что нельзя ей позволять собой овладеть, призываю учиться, потому что образование — это шанс выбраться из ловушки бедности, из болота социального неблагополучия. Пусть слабая, но возможность сократить дистанцию между «ими» и «нами». Но не обманываю ли я их? И не обманываюсь ли сама?

Плохо, когда такие упаднические настроения затрагивают даже детскую аудиторию. А откуда взяться особо светлым и радостным? Ведь подрастающие внуки прекрасно видят всю несправедливость нашей жизни. Как «горбатятся» на нескольких работах их мамы и папы, и в итоге все равно не могут многого позволить. Как образование, в том числе и в заграничных вузах, открыто для одних детей и наглухо заперто для большей части юных граждан. Не все могут нанимать и репетиторов детям, чтобы достойно подготовить их к ЕГЭ. А кто-то в это время подъезжает в школу на шикарной машине и может потратить на свой выпускной наряд даже целый миллион, другим же просто не в чем придти на такой вечер и оплатить его тем более. И они не идут и, страдая, отсиживаются дома.

Все эти «прелести» дети не могут не наблюдать, и в том числе поэтому, наверное, они становятся все озлобленнее и озлобленнее. Непросто молодым обучиться, обустроиться в этой жизни. А если мама и папа, так сказать, из низов, то это часто вообще невозможно, бывают лишь исключения. Как-то обнадежить детей тоже не особо получается, ведь живем мы в последнее время все хуже и хуже, все труднее и труднее. Цены, как обычно, растут, а зарплаты вот как-то не очень. А жизнь многих людей и жизнью-то не назовешь – ежедневной борьбой за существование.

Портал «Мои года» освещает разные темы, в том числе и те, которые касаются нашей молодежи. Вот несколько таких материалов:

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!