Россия-Беларусь: так оно есть, это Союзное государство? И с чем кого едят? |
03 Октября 2019 г. |
Приближается значимая дата — 20-летие создания Союзного государства Белоруссии и России. Однако вряд ли она станет праздничной. Ученые зря говорят, что создать вечный двигатель нельзя. Они просто не там ищут: основы perpetuum mobile находятся не в физике, а совсем в другой науке — политологии. И прототип такого двигателя мы наблюдаем уже 20 лет. Называется он «интеграция России и Белоруссии». Этот процесс, некогда с азартом инициированный Александром Лукашенко, изрядно поутих к середине «нулевых», но поддерживался как бы сам по себе — к интеграционной риторике Москва и Минск возвращались раз в год, при подписании очередных пакетов документов. Но последние полтора года главным двигателем интеграции двух стран стал уже Кремль, тогда как Лукашенко, наоборот, стремится сохранить независимость своей страны, при этом не прекращая рассуждать о братстве белорусского и русского народов. Сегодня статус интеграции можно охарактеризовать термином «Все сложно». Официально интеграция двух стран свелась к программе действий (которую никто не видел кроме, вроде бы, журналистов «Коммерсанта») и тремя десятками «дорожных карт» (общественность их тоже не видела). Зато известно, что эта интеграция никоим образом не затрагивает сферы политики, безопасности и внутренних дел. Сейчас разговор идет только об экономической интеграции, в которой Белоруссия формулирует цели слаженно и на всех уровнях — от цен на газ до равноправия экономик. С российской стороны последовательности нет, а есть пафосные заявления политиков и слив «программы интеграции» в СМИ с претензией на «конфедерацию». Главным событием последнего времени стало обсуждение статьи в российской газете «Коммерсант», утверждающей, что «Программа интеграции», которую якобы намереваются подписать Путин и Лукашенко в годовщину договора 1999 года, приведет к конфедерации и «спаенности» выше, чем в ЕС. Подача информации в статье была такова, что в ней говорилось о «поглощении сильно огосударствленной экономикой России почти полностью государственной экономики Белоруссии на уровне управления». Белорусские власти, правда, такую «интимную близость» категорически опровергают, заявляя, что ни граммом независимости не пожертвуют. А белорусское государственное телевидение вообще назвало статью в «Коммерсанте» — «фейком». Примечательно, что при этом в Совмине Белоруссии категорически отказались рассекретить программу и тем самым «опровергнуть инсинуации». Журналистам ответили в том духе, что «президенты абы что не подпишут», и им виднее, а народ проинформируют. Потом. Пока из всего сказанного «Коммерсантом» белорусские власти подтверждают только подготовку единого Налогового кодекса двух стран, который должен быть принят к 1 января 2021 года. Глава Минфина Белоруссии Максим Ермолович заявил о намерении работать над этим документом. По его словам, с белорусской стороны готовятся кандидатуры для рабочей группы по его составлению. Вместе с тем он заявил: «Давайте не будем гадать на кофейной гуще, а дождемся проекта документа. Если он появится». Хотя эксперты в большинстве своем, так же как и Ермолович, скептически относятся к перспективе объединения налоговых систем. Что касается других, «неэкономических» сторон интеграции двух стран, то первое, что приходит в голову — соглашение о едином визовом пространстве РФ и РБ. Вопрос этот находится в высокой степени готовности, документ может быть подписан в любой благоприятный политический момент. Далее стоит вспомнить, что у Белоруссии и России давно имеется, например, единая группировка войск — при раздельном командовании. К слову, интеграция в рамках Союзного государства наиболее успешно развивалась в рамках военно-технического сотрудничества. Это не только постоянные учения, но и модернизация, и закупки военной техники, объединенная система ПВО. Есть еще единый бюджет Союзного государства (крошечный даже по сравнению с белорусским), единая таможенная политика (в рамках ЕАЭС). Но все это как-то не приблизило пока белорусско-российскую интеграцию к степени слияния двух стран. «За минувшие 20 лет и в Беларуси, и в России уже сформировались группы „профессиональных интеграторов“, которые на этом зарабатывают. Соответственно, им важен процесс, а не результат. Им важно, чтобы интеграция как бы шла, но никак не заканчивалась — тогда у них и бюджеты будут, и жизнь нормальная», — сказала в комментарии для «Росбалта» белорусская журналистка Виктория Мацук. «Алармисты снова говорят об аншлюсе. Вместе с тем, Александр Лукашенко — прожженный интриган, если речь шла бы о реальном покушении на территорию его правления, он бы завернул процесс в обратную сторону. Так уже было три года назад с вопросом о российской авиабазе. Русские предприняли инфовброс, что „вопрос о базе уже решен“, россиянки на форумах „разведывали“ социальную инфраструктуру в Барановичах: дескать, „мужа переводят“, — напоминает белорусский политолог Сергей Марцелев. — Выбрали промежуточный вариант, Беларусь заплатила $600 млн за совершенно не нужные ей истребители „завоевания превосходства в воздухе“ СУ-30СМ. Такой самолет пока взлетит — Беларусь закончится. Фактически они будут исполнять российские военно-политические задачи, но остаются под белорусским командованием». По мнению эксперта, бедой для независимости Белоруссии было бы введение единой валюты (читай, российского рубля) с эмиссионным центром в Москве. Это действительно была бы утрата независимости. А в том, что российские и белорусские предприниматели будут платить одинаковые налоги, каждый своему суверену, может, и нет большой проблемы. «Унификация таможенных норм уже породила опасения, что контрсанкции России распространятся на Беларусь. Останемся без креветок и пармезана. Создается впечатление, что белорусский правитель ужом вертится на сковородке, но готов только на скромные уступки восточному соседу, — говорит Марцелев. — Политическая интеграция двух государств на данном этапе не предусмотрена. Никакого общего парламента, а исполнительная власть в каждой из стран сохраняет свои позиции». Зато с Западом отношения официального Минска развиваются невероятно быстро. «В сентябре совпали два важных события в области отношений с Западом — решение о подписании визового соглашения с ЕС и объявление о возвращении послов с США, — указывает аналитическая группа Belarus in Focus. — 17 сентября с визитом в Минске находился заместитель Госсекретаря США Дэвид Хэйл. Он встретился с президентом Лукашенко и министром иностранных дел Макеем. Главным итогом визита стало объявление о намерении сторон обменяться послами. Переговоры по восстановлению полноценного дипломатического представительства велись давно, но публично объявлено о таком решении было впервые. В рамках встреч с Хэйлом белорусское руководство в очередной раз подчеркнуло заинтересованность в продолжении нормализации отношений и в желательности подключения США к решению украинского конфликта». Ну а 20 сентября на брифинге в МИДе было объявлено о решении Лукашенко относительно подписания соглашений с ЕС об упрощении визовых процедур и о реадмиссии. Сложные переговоры по этим соглашениям продолжались с 2014 года. Предположительно, документы будут подписаны в октябре в ходе мероприятия высокого уровня в Минске. То, что все эти события происходят на фоне сложных переговоров Минска с Москвой об интеграции и поставках энергоносителей, свидетельствует, что они призваны, помимо прочего, продемонстрировать наличие у Беларуси внешнеполитических альтернатив. Энергетика, безусловно, станет «хитом» белорусско-российских переговоров до конца года. Минск и Москва уже перешли в активную фазу переговоров относительно цены на газ для Белоруссии с 1 января 2020 года, заявил белорусский министр энергетики Виктор Каранкевич. При этом под ударом оказались перспективы российского нефтяного экспорта по нефтепроводу «Дружба» (это около четверти российских поставок за рубеж). Александр Лукашенко заявил о поисках альтернативы: железнодорожный транспорт из Одессы, а также реверс из Польши и через порты Латвии и Литвы. Второй вариант подразумевает задействование как раз труб «Дружбы». Наконец, Лукашенко сделал много интересных заявлений в рамках встречи с украинскими журналистами. Он не сказал им почти ничего нового, особенно если учесть, что характерная черта «Бацьки» — говорить сегодня одно, а завтра другое. Нов сам контекст возможных отношений Украины и Белоруссии. Уже известно, что на предстоящем в начале октября Форуме регионов Белоруссии и Украины, который пройдет в Житомире, Лукашенко и Зеленский будут обсуждать нефтегазовые вопросы и вырабатывать совместную стратегию торга с Россией. От того, насколько скоординированно будут действовать Белоруссия и Украина, зависит в итоге будущее региона. Не случайно Лукашенко благодарил заместителя госсекретаря США за внимание именно к этой части Восточной Европы — есть понимание что проблемы Минска не решаются только лишь в Белоруссии. Америка же как раз мыслит категориями регионов. А значит, Минску и Киеву требуется договориться между собой и далее выступать единым фронтом на переговорах с Москвой. Плюс договориться с Германией, убедить ее, что ЕС тоже выиграет, если подключится к давлению на РФ. Киеву — еще договориться с Анкарой. С Турцией помимо газовых вопросов у Украины огромное поле общих интересов в черноморском регионе. А Минску будет очень желательно помириться с Вильнюсом. Если все это будет исполнено, то, как бы это странно по нынешним меркам не звучало, теоретически становится возможен исторический реванш «Литовско-Киевской» Руси над «Московской», перетягивание центра экономики и принятия решений в регионе на ось Минск-Киев. Неизвестно, когда второй такой шанс выпадет в будущем, да и выпадет ли. Напомним некоторые заголовки по поводу непростой (как неожиданно для многих оказалось) теме взаимоотношений двух братских стран:
|
|