НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Родители детей с инвалидностью часто не понимают, кто может им помочь

15 Августа 2019 г.

Бедность и отсутствие необходимой инфраструктуры — главные проблемы семей, где есть дети с тяжелыми нарушениями, отмечает глава фонда «Родительский мост» Марина Левина.

Родители детей с инвалидностью часто не понимают, кто может им помочь

Маленький человек с инвалидностью неизбежно попадает в систему государственных учреждений. И пока реформа этой системы ограничивается лишь разговорами, основной перспективой для таких детей остается проживание в ней до конца своих дней. После совершеннолетия у него, возможно, будет вариант получить от государства отдельное жилье — если состояние его здоровья и уровень социальной адаптации позволят ему жить самостоятельно. Что касается альтернативных интернатам форм сопровождаемого проживания, то пока в России их очень мало, а что будет дальше — неизвестно.

Конечно, дети из домов малютки и детских домов иногда попадают в приемные семьи. Но у малышей с инвалидностью, особенно с тяжелыми множественными нарушениями развития, шансов немного. Между тем это единственный шанс не оказаться в гетто, то есть в государственном социальном учреждении для инвалидов с высокой степенью изолированности.

Санкт-Петербургский общественный благотворительный фонд «Родительский мост» — одна из старейших в городе организаций, занимающихся семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. О том, с какими проблемами сталкиваются российские семьи, решившиеся на усыновление детей с инвалидностью, какая поддержка необходима им в первую очередь, и опыт каких стран можно назвать наиболее удачным в плане устройства детей с нарушениями развития, в интервью рассказала его глава Марина Левина.

— Что именно не хватает сегодня российским семьям, в которых есть дети с инвалидностью?

— Сразу оговорюсь, что в данной ситуации нельзя рассматривать отдельно семьи с приемными и семьи с родными детьми. Если государство и общество не будут помогать кровной семье, где есть ребенок с нарушениями развития, то и число отказников с инвалидностью будет регулярно пополняться.

Мы проводили исследование на выборке в четыреста семей, в которых есть маленькие дети с тяжелыми нарушениями. В каждую такую семью приходили специалисты с психологическим образованием и делали интервью с их родителями. Мы пытались понять, какой помощи не хватает.

То, с чем мы сталкивались — это, в первую очередь, бедность. И главной сложностью является недостаток средств при отсутствии нормальной бесплатной инфраструктуры. Еще одна распространенная проблема — отсутствие поддержки со стороны самых близких людей, то есть родственников. Кроме того, нас поразило, что очень многие не пользуются даже теми услугами, которые наше государство предоставляет. Родители детей с инвалидностью часто не понимают, кто и где может им оказать помощь.

Если говорить о семьях с детьми с тяжелыми ментальными нарушениями (ТМН), то такая семья нуждается в специалистах с разными компетенциями, которые приходят к ним домой.

Например, один специалист помогает семье структурировать жизнь, сделать так, чтобы пространство дома и быт были приспособлены для ребенка с конкретными проблемами. Другой приходит для того, чтобы заниматься двигательной терапией. Логопед и дефектолог обучают игровому взаимодействию.

И мать, и отец в такой ситуации проживают тяжелейший период, поэтому нужно поддерживать их психоэмоциональное состояние в какой-то норме, помочь им пережить кризис отношений в паре. То есть требуется сопровождение целой команды.

И если мы удержим ребенка в семье в первые годы его жизни, то будет меньше шансов, что он потом попадет в специализированное учреждение.

— Эта поддержка семьи должна быть добровольной или принудительной?

— Изначально специалист может переступить порог чьего-то дома только с разрешения его хозяев. Если нет угрозы жизни и здоровью ребенка, то привлекать или не привлекать его — это право родителей.

Правда, бывает очень сложно решить, что является для ребенка угрозой, а что не является. Сейчас готовится изменение законодательства, в результате которого органы опеки и попечительства смогут привлекать экспертов из государственных и негосударственных организаций. Когда это произойдет, оценку будет давать мультидисциплинарная команда.

У нас был опыт сопровождения одной кровной семьи, в которой жил мальчик с ТМН, но его лечением не занимались, психиатр его не наблюдал. И органы опеки и попечительства вынуждены были отреагировать, когда тот стал наносить травмы младшему ребенку.

То есть эта история про то, что если лечением и развитием ребенка с инвалидностью родители не занимаются, то в принципе они не выполняют своих обязанностей.

Думаю, стоит обратиться к европейскому опыту, когда есть профессиональная приемная семья, в которой могут проживать как взрослые, так и дети с различными нарушениями развития. Эта семья окружена инфраструктурой помощи и находится в то же время под достаточно пристальным контролем государственных и общественных организаций. Ведь, например, ребенок с инвалидностью, у которого нет речи, очень уязвим — многие такие дети не могут дать нам обратную связь и потому никогда не расскажут, если происходит что-то не то.

— Кого из детей с инвалидностью берут чаще? Есть ли какая-то избирательность в плане диагнозов?

— По моему впечатлению, в основном стараются брать детей с легкой степенью умственной отсталости, с задержкой психического развития и с какими-то физическими нарушениями — с ДЦП, нарушениями зрения, слуха. Конечно, ребенок с сохранным интеллектом перспективнее для устройства в семью, чем малыш с ярко выраженными ментальными нарушениями.

Как правило, кандидаты в приемные родители при принятии решения ориентируются на то, чтобы ребенок в будущем мог жить самостоятельно. А если они понимают, что это невозможно, они должны понимать перспективу его дальнейшего жизненного устройства. Но в настоящее время чаще всего они ее не видят.

— Каковы особенности подготовки кандидатов в приемные родители, если они хотят взять в свою семью ребенка с инвалидностью?

— Таким кандидатам нужно помочь осознать, ребенка с какими особенностями, потребностями они готовы принять. Это зависит от условий их проживания, материальных возможностей, опыта.

В то же время я не вижу необходимости делать из каждого такого кандидата коррекционного психолога или дефектолога. Думаю, достаточно дать основы медицинской психологии, рассказать о том, какие вообще бывают нарушения.

А вот когда речь идет о конкретном ребенке, тогда приемный родитель уже нуждается в повышении своей компетенции, так как именно он создает для малыша реабилитационную среду. Например, к ребенку с ДЦП будет приходить массажист, но чтобы не было контрактур, родители должны знать, как делать массаж самостоятельно. И родители должны понимать, что и зачем делают с их ребенком специалисты.

— Как фонд «Родительский мост» поддерживает приемные семьи? И как долго продолжается эта поддержка?

— Как я уже говорила, особенно важно поддержать семью в период адаптации. Обычно тот наш специалист, который осуществлял подготовку кандидатов, сопровождает их семью и на этапе размещения ребенка. Речь идет о домашних визитах, консультациях, терапевтических группах взрослых и детей. Также мы организовываем летний инклюзивный лагерь, в который выезжают, в том числе, и семьи с детьми с инвалидностью. Продолжительность поддержки зависит от желания родителей, но мы стараемся выстраивать с ними отношения так, чтобы наше сопровождение длилось до совершеннолетия ребенка.

История фонда началась с того, что в середине 80-х — в начале 90-х группа семей брала к себе из учреждений детей именно с различными нарушениями, в том числе с тяжелыми. И наш опыт тоже показывает, что если ребенок окружен семейной заботой и при этом есть комплексная помощь в дошкольном возрасте, то если не все, но многое может быть реабилитировано.

Но в настоящий момент, когда российскому ребенку нужен круглосуточный медицинский пост, то дома это организовать очень сложно и дорого. И он может получить такие услуги только в учреждениях.

— Получается, что приемные родители, прошедшие специальную подготовку, в принципе более информированы, чем многие кровные...

— Во время подготовки выстраивается весь маршрут. И ребенок приходит в семью из учреждения, где уже для него была создана программа реабилитации. Здесь важно, чтобы была преемственность между специалистами, работавшими с ним в учреждении, и специалистами, которые будут заниматься им в семье. Такую помощь уже сейчас готовы оказать, и родители всегда могут прийти на бесплатную консультацию.

— Опыт каких стран кажется Вам наиболее удачным в плане устройства детей с инвалидностью?

— Если говорить о европейском опыте, то мне очень нравятся Финляндия и Шотландия. Эти страны очень похожи в плане организации инфраструктуры помощи семьям. Самое главное, что знает родитель: ему не нужно никого ни о чем просить. Если ребенку нужно ехать в детский сад, его достаточно вывести на крыльцо, а если он не может передвигаться, то его помогут вынести. Если ребенок нуждается в паллиативном уходе, то ему будет предоставлена медсестра. Причем, если необходимо, то круглосуточно.

Самое главное, что есть в Финляндии и Шотландии: для каждого ребенка составляется индивидуальный план, который состоит не из каких-то услуг, как у нас. Это именно индивидуальная программа реабилитации и жизнеустройства, ориентированная исключительно на потребности этого маленького человека, а если он уже в семье, то и на ее потребности.

Ведь нельзя поддерживать только ребенка, нужно сделать так, чтобы мама могла отдохнуть, провести время с мужем, она может социализироваться и работать, в отличие от многих российских мам детей с инвалидностью.

Конечно, наши родители на сегодняшний день таких возможностей не имеют.

Не отказаться и воспитывать ребенка с инвалидностью – так поступаю многие семьи. Но, к сожалению, не все. И хорошо, что с маленькими отказниками, которых и так судьба испытывает на прочность, работают фонды. Значит, шансы обрести семью имеются и у них тоже, а ведь это почти всегда в миллион раз лучше, чем бездушные стены учреждений, куда только и «светит» попасть особенному человечку.

Сайт «Мои года» публикует материалы об инвалидах. Ведь речь идет даже не о "сострадании" (заочно у нас любят попереживать-посочувствовать "обиженным Богом", этого хоть отбавляй"!) Нет, говорить надо как раз о том, люди "с особенностями" - полноправные граждане и им совершенно естественно обеспечивать современную среду жизни и возможность для полноценной реализщации. Особенно, когда это - дети:

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!