Послание миру |
08 Декабря 2015 г. |
Говоря о выступлении Путина (Послание президента Федеральному Собранию), большинство журналистов обратили внимание не только на то, что там сказано, но и на то, о чем не сказано. Пишет "Российская Газета". В первую очередь, конечно, громкое молчание об Украине. Видимо, Путин демонстрирует, что эта тема сейчас совсем не приоритетна и никакими словами не хочет ограничивать свободу своих дальнейших действий в украинском вопросе. Молчание "tabula rasa" символически показывает, что тут есть разные возможности. "В конце 2015 г.", как записано в Минских соглашениях, истекает срок их выполнения. Но сами эти соглашения составлены так, что любая сторона вправе объявлять об их невыполнении другой стороной. Так, согласно пунктам 9 и 10 Украина должна восстановить полный свой контроль над всей российско-украинской границей (понятно, по свою сторону этой границы), а все "иностранные вооруженные формирования, техника, а также наемники" должны быть выведены "с территории Украины" (которой, согласно тем же соглашениям, являются "отдельные районы Донецкой и Луганской областей Украины", т.е. как раз ДНР и ЛНР) под наблюдением ОБСЕ. Должно быть проведено "разоружение всех незаконных групп". Но все это, согласно пункту 11, должно быть сделано только после всеобъемлющей политической и конституционной реформы на Украине, которая существенно расширит права этих самых "отдельных районов", а главное - сама реформа должна проводиться "по согласованию" с ними. Понятно, что руководство ДНР-ЛНР не горит желанием "согласовывать" меры по ликвидации своих республик, а Порошенко, сделавший борьбу с ними своим главным козырем (и отмазкой по всем другим вопросам - например, "ответом" на раздраженные вопросы украинского общества, почему не идут давно обещанные реформы), не собирается идти им на встречу. Обоюдовыгодное противостояние. В такой ситуации знаменитые Соглашения (которые уже очевидно не будут выполнены в срок - т.е. до 31 декабря) становятся сказкой про белого бычка... Понятно, что у Москвы есть "возможности повлиять" на позицию ДНР-ЛНР. Но вот будут ли это делать и как именно? Возможно, молчание Путина показывает, что этот вопрос - открыт. Цена проблемы для России - отмена (смягчение) западных санкций. Они введены в связи с ситуацией в Донбассе и едва ли без выполнения Минского соглашения могут быть отменены. Конечно, отмена санкций для российской экономики - вовсе не панацея. Наши проблемы в очень малой мере определяются собственно санкциями, куда важней - падение цен на нефть, еще важней - нерешенные стратегические проблемы, такие как сырьевая зависимость, плохой бизнес-климат, "ловушка среднего дохода" (труд в России дороже, чем в развивающихся странах, а производительность - ниже, чем в развитых странах) и т.д. Но все это - темы (о каждой из них так или иначе сказано в данном Послании Путина, как говорилось и во всех предыдущих) долгие, по которым нет и не может быть быстрых решений. Между тем в ситуации столь напряженного бюджета, когда приходится урезать почти на всем, даже такая, далеко не самая важная вещь, как отмена санкций, возобновление экономических отношений с ЕС на уровне до 2014 г. - уже дала бы заметный и скорый эффект. Но понятно, что руководство России никогда не пойдет ни на какое сближение с Западом ценой уступок в том, что считает принципиально важными, знаковыми позициями. В своем Послании Путин предложил (как известно, уже не в первый раз) Западу другое поле для сотрудничества - Сирию, войну против ИГИЛ ("Исламское государство", ИГИЛ - международная террористическая организация, запрещенная в РФ), "единый антитеррористический фронт", "антигитлеровскую коалицию" XXI века. Понятно, что и в таком контексте проблема Украины, иные противоречия автоматически не исчезнут, но решать бы их было куда проще - при взаимном доверии. Какие-то шаги, "протокол о намерениях" по коалиции были сделаны (визит Олланда в Москву). Но, конечно, после того, как Турция сбила Су - ситуация резко обострилась. Беспрецедентно жесткие высказывания Путина о предательстве, "правящей клики в Турции", которую "Аллах лишил разума", ясно показывают, что о восстановлении отношений речи быть не может - как минимум до тех пор, пока Турция не принесет полноценные извинения. Президент и премьер Турции несколько раз повторили - никаких извинений не будет, им каяться не в чем, а Турцию "на колени не поставить". Таким образом, дальнейшая эскалация (как минимум риторики) сейчас неизбежна. Конечно, военные столкновения нереальны. Но Путин дал понять, что возможны не только экономические меры, а и какие-то иные ("помидорами не отделаетесь"). Гадают о возможной поддержке курдов (а турки объявили о "территориальной целостности Украины включая Крым"). В общем - поле для борьбы есть... С другой стороны, РФ и Турция слишком тесно связаны, взаимное разрушение экономик никому не нужно, так что какая-то стабилизация будет, но когда? Турция - член НАТО. Страны НАТО вынуждены ее хотя бы пассивно поддерживать, а коалиция с Россией в Сирии, в обход Турции - для них шаг очень сложный. Тем более, что Турция - один из ключевых региональных игроков и один из главных участников войны в Сирии в составе имеющейся "рыхлой коалиции" во главе с США. Да, "странная война" этой коалиции на редкость неэффективна, но политически она для США необходима. Наконец, и Саудовская Аравия "больше Турция чем Турция" - в том смысле, что еще более непримирима по отношению к режиму Асада. Вместе с тем США, Англия, а особенно Франция, заявляют о важности "продуктивного сотрудничества" с Россией в Сирии. Надеются они и на скорое "замирение" РФ и Турции. Вот такая вполне неопределенная ситуация - типичная для современного Мира.
|
|