НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...

Послание миру

08 Декабря 2015 г.

putin 2

Говоря о выступлении Путина (Послание президента Федеральному Собранию), большинство журналистов обратили внимание не только на то, что там сказано, но и на то, о чем не сказано. Пишет "Российская Газета".

В первую очередь, конечно, громкое молчание об Украине. Видимо, Путин демонстрирует, что эта тема сейчас совсем не приоритетна и никакими словами не хочет ограничивать свободу своих дальнейших действий в украинском вопросе. Молчание "tabula rasa" символически показывает, что тут есть разные возможности.

"В конце 2015 г.", как записано в Минских соглашениях, истекает срок их выполнения. Но сами эти соглашения составлены так, что любая сторона вправе объявлять об их невыполнении другой стороной.

Так, согласно пунктам 9 и 10 Украина должна восстановить полный свой контроль над всей российско-украинской границей (понятно, по свою сторону этой границы), а все "иностранные вооруженные формирования, техника, а также наемники" должны быть выведены "с территории Украины" (которой, согласно тем же соглашениям, являются "отдельные районы Донецкой и Луганской областей Украины", т.е. как раз ДНР и ЛНР) под наблюдением ОБСЕ. Должно быть проведено "разоружение всех незаконных групп". Но все это, согласно пункту 11, должно быть сделано только после всеобъемлющей политической и конституционной реформы на Украине, которая существенно расширит права этих самых "отдельных районов", а главное - сама реформа должна проводиться "по согласованию" с ними.

Понятно, что руководство ДНР-ЛНР не горит желанием "согласовывать" меры по ликвидации своих республик, а Порошенко, сделавший борьбу с ними своим главным козырем (и отмазкой по всем другим вопросам - например, "ответом" на раздраженные вопросы украинского общества, почему не идут давно обещанные реформы), не собирается идти им на встречу. Обоюдовыгодное противостояние.

В такой ситуации знаменитые Соглашения (которые уже очевидно не будут выполнены в срок - т.е. до 31 декабря) становятся сказкой про белого бычка... Понятно, что у Москвы есть "возможности повлиять" на позицию ДНР-ЛНР. Но вот будут ли это делать и как именно? Возможно, молчание Путина показывает, что этот вопрос - открыт.

Цена проблемы для России - отмена (смягчение) западных санкций. Они введены в связи с ситуацией в Донбассе и едва ли без выполнения Минского соглашения могут быть отменены. Конечно, отмена санкций для российской экономики - вовсе не панацея. Наши проблемы в очень малой мере определяются собственно санкциями, куда важней - падение цен на нефть, еще важней - нерешенные стратегические проблемы, такие как сырьевая зависимость, плохой бизнес-климат, "ловушка среднего дохода" (труд в России дороже, чем в развивающихся странах, а производительность - ниже, чем в развитых странах) и т.д. Но все это - темы (о каждой из них так или иначе сказано в данном Послании Путина, как говорилось и во всех предыдущих) долгие, по которым нет и не может быть быстрых решений. Между тем в ситуации столь напряженного бюджета, когда приходится урезать почти на всем, даже такая, далеко не самая важная вещь, как отмена санкций, возобновление экономических отношений с ЕС на уровне до 2014 г. - уже дала бы заметный и скорый эффект.

Но понятно, что руководство России никогда не пойдет ни на какое сближение с Западом ценой уступок в том, что считает принципиально важными, знаковыми позициями.

В своем Послании Путин предложил (как известно, уже не в первый раз) Западу другое поле для сотрудничества - Сирию, войну против ИГИЛ ("Исламское государство", ИГИЛ - международная террористическая организация, запрещенная в РФ), "единый антитеррористический фронт", "антигитлеровскую коалицию" XXI века. Понятно, что и в таком контексте проблема Украины, иные противоречия автоматически не исчезнут, но решать бы их было куда проще - при взаимном доверии.

Какие-то шаги, "протокол о намерениях" по коалиции были сделаны (визит Олланда в Москву). Но, конечно, после того, как Турция сбила Су - ситуация резко обострилась.

Беспрецедентно жесткие высказывания Путина о предательстве, "правящей клики в Турции", которую "Аллах лишил разума", ясно показывают, что о восстановлении отношений речи быть не может - как минимум до тех пор, пока Турция не принесет полноценные извинения. Президент и премьер Турции несколько раз повторили - никаких извинений не будет, им каяться не в чем, а Турцию "на колени не поставить". Таким образом, дальнейшая эскалация (как минимум риторики) сейчас неизбежна. Конечно, военные столкновения нереальны. Но Путин дал понять, что возможны не только экономические меры, а и какие-то иные ("помидорами не отделаетесь"). Гадают о возможной поддержке курдов (а турки объявили о "территориальной целостности Украины включая Крым"). В общем - поле для борьбы есть... С другой стороны, РФ и Турция слишком тесно связаны, взаимное разрушение экономик никому не нужно, так что какая-то стабилизация будет, но когда?

Турция - член НАТО. Страны НАТО вынуждены ее хотя бы пассивно поддерживать, а коалиция с Россией в Сирии, в обход Турции - для них шаг очень сложный. Тем более, что Турция - один из ключевых региональных игроков и один из главных участников войны в Сирии в составе имеющейся "рыхлой коалиции" во главе с США. Да, "странная война" этой коалиции на редкость неэффективна, но политически она для США необходима. Наконец, и Саудовская Аравия "больше Турция чем Турция" - в том смысле, что еще более непримирима по отношению к режиму Асада.

Вместе с тем США, Англия, а особенно Франция, заявляют о важности "продуктивного сотрудничества" с Россией в Сирии. Надеются они и на скорое "замирение" РФ и Турции.

Вот такая вполне неопределенная ситуация - типичная для современного Мира.

  • Расскажите об этом своим друзьям!