Пора воскрешать память |
Евгений ХОХРЯКОВ, литератор |
20 Января 2023 г. |
«Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности предложил Минпросвещения рассмотреть вопрос об обязательном изучении в школах книг о Великой Отечественной войне, в частности, «Молодой гвардии» Фадеева, «Повести о настоящем человеке» Полевого и рассказов о пионерах-героях». Прочитав эту информацию, впору было воскликнуть: «Ну наконец-то!» Но баба-яга в душе опять почему-то недовольна. Да, наша газета за последние годы много раз писала на эту тему. И просила, и требовала. Но все было как в палате, обитой поролоновыми матрацами: тихо и глухо. Подумаешь, какие-то журналисты/литераторы бубнят. Не до них! И вдруг стало «до них»! И опять они недовольны. А против потому, что снова решения предлагаются без какого-либо изучения базиса – а станут ли понимать нынешние школьники те старые истории? Поймут ли героев? Откликнутся ли их сердца? Я недаром задаю эти вопросы. Опираясь на собственный опыт общения с подростками, отчетливо вижу историческую пропасть, что выросла между поколениями наших детей и наших внуков. Современные старшеклассники, слегка стесняясь, даже на уроках патриотического воспитания пожимают плечами: «Господи! Да зачем нам та война? Вы же сами не помнили героев Бородино!» И самое страшное – ты теряешься и ни сразу находишь ответ на такой простой, но страшный вопрос. Начинаешь говорить о том, что нужна связь времен, что нужно опираться на память. Что тот, кто забывает прошлое, будет обязательно забыт в будущем сам. И видишь, как тебя не понимают. Мы уже говорили о том, что неведомые силы в Министерстве просвещения планомерно и целенаправленно вытравили из учебников по истории почти все, что нужно было знать нашим детям. Даже глава государства был поражен этим. И что? Прошел год. Исправили учебники? Пока нет! Думают – авось пронесет? А вот наши «соседи-славяне» так не думали. Они готовили и готовят и малышей искусству ненавидеть себе подобных, особенно если он русский. За такой же период времени они успели воспеть новых «героев», превратив фашистов в героев своей страны. С начала российской спецоперации на Украине на территории ЛНР и ДНР удалось задержать большое количество корректировщиков. Среди них оказались и подростки, которые обучались в украинских военно-патриотических лагерях. У нас тоже стали появляться центры по патриотическому воспитанию молодого поколения. Честь и хвала их организаторам. Но там, если внимательно посмотреть, сосредоточены лишь те ребята, которые и так активны. А вот те, кого не смогли (или не захотели) вовлечь в ту же Юнармию, пополняли ряды «навальнят». Помните, более четырех тысяч участников известного митинга-шествия? Откуда они взялись? Вспоминая свое детство, помню, какой жесткий отбор был, когда нас принимали в пионеры. Но те, кого не приняли, по сути, остались «за бортом». Вне всяческого воспитания – ни тебе сборов, ни красных следопытов, ни стрелковых кружков. Предоставлены сами себе. А ведь если перечитать повесть А. Рыбакова «Кортик» или «Бронзовая птица», пересмотреть фильм «Республика ШКИД» – то там ведь наоборот собирали асоциальных пацанов под крыло общества! Мы же, пожалуй, делая прекрасное дело, с водой выплескиваем ребенка. Не так давно наш президент сообщил обществу, что «молодежь попала под шквал информационных атак и оказалась в уязвимом положении. Государству нужно дать прочную опору в виде достоверных знаний». А это означает, что начинать нужно не столько с введения обязательного изучения названной литературы, сколько с создания общей системы возрождения истории страны. Любая «обязательность» вызовет глухое сопротивление подростков. И даже не столько из-за «насилия», сколько из-за того, что школьная программа так перегружена, что и вздохнуть им некогда. Меня беспокоит одно: исполнять новые указания, внедрять новые программы образования, переписывать учебники, похоже, будут те же самые люди, которые и создавали нынешнюю ситуацию. А параллельно они будут снимать те же «штрафбаты», издавать за бюджетные деньги повести и романы о ГУЛАГе. Будут подвергать сомнению все 70 лет СССР как время, потраченное страной впустую … Меня который раз удивляет, что при такой богатейшей истории нашей области мы практически не имеем художественной литературы именно патриотической тематики от современных иркутских авторов. Ведь опираясь на их творения, можно было проще развернуть разговор. Но они пишут о чем угодно, но не про Янгеля или Челнокова, не про Марию Цуканову или Леонида Гайдая (между прочим, ветерана войны). Пишутся мемуары, но не романы. А у мемуаров, так же, как и у изустных рассказов разных спикеров, гораздо меньше эффект присутствия. Читатель пятого класса не сможет превратиться в Володю Дубинина из военного Крыма, слушая преподавателя на 15-20 лет старше его. Поэтому нужна система. Нужна трудная кропотливая работа. Сродни той, что велась после войны по восстановлению народного хозяйства. Мало кто верил, что страна быстро встанет на ноги. И уже через шестнадцать лет отправит человека в космос. Тогда четкий план, а не ура-исполнительность дал положительный эффект. Давайте сначала думать, а потом рапортовать. Не все у нас хорошо. Далеко не все! Очень надеюсь, что в комплексе у нас получится многое. Вот и созданное российское движение детей и молодежи «Движение первых» привлечет в свои ряды многих. Но начинать нужно с воскрешения памяти. С уроков истории по новым учебникам, переизданным из СССР.
|
|