ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Покупатель всегда прав. А теперь – еще больше, чем раньше!

Надежда Яшина, pnp.ru   
15 Сентября 2022 г.
Изменить размер шрифта

Продавец – поставщик услуг – потребитель. Казалось бы, нет проще отношений. Клиент выбрал что нужно, продавец – продал, а поставщик услуги – оказал ее. Только иногда в этой цепочке у сторон возникают разногласия. Например, нередко людям продают некачественный товар. Но теперь деньги за него вернуть будет легче. Для продавцов и поставщиков услуг введены новые ограничения. Какие? Разберемся!

Манипулировать покупателями продавцам теперь станет труднее

Недопустимые условия

Недобросовестные продавцы любят заключать договоры на условиях, выгодных им, но нарушающих права покупателей. При этом потребитель бессилен, он может только уйти и потратить деньги в другом месте. Но чаще люди смиряются и соглашаются на формат отношений, навязанный магазином. Законодатель решил пресечь эту практику. Закон, вступающий в силу в сентябре, ввел новую формулировку — «недопустимые условия договора».

Итак, продавец не имеет права:

- Ограничивать потребителя в выборе, в какой суд подавать иск в случае разногласий. А выбор есть — можно обращаться в суд по месту нахождения продавца, заключения договора или по своему месту жительства.

- Устанавливать штрафы за отказ от исполнения договора. Самое распространенное сегодня — не возвращать предоплату в качестве штрафа, если человек отказался от покупки.

- Настаивать на определенном способе и форме оплаты.

- Снимать с себя ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. В одном из договоров, например, клининговая компания указывала, что не отвечает, если на мебели после чистки останутся пятна, мотивируя это тем, что эффект от химического взаимодействия чистящего вещества и пятна непредсказуем. А по закону о защите прав потребителей в этом случае можно потребовать уменьшения цены.

- Навязывать дополнительные работы или услуги. Классический пример, когда банк выдает кредит при условии страхования жизни заемщика. Суды неоднократно указывали, что в довесок к кредиту допускается только страхование имущества, на покупку которого выдается кредит — это предусмотрено законом об ипотеке.

- Уменьшать размер законной неустойки. Можно требовать за каждый день просрочки 0,5 процента от уплаченной стоимости за задержку доставки заранее оплаченного товара, 1 процент — за неудовлетворение требований при продаже некачественного товара и 3 процента — за просрочку выполнения работ.

- Ограничивать право потребителя выбирать, что делать, если товар оказался некачественным. Некоторые продавцы предусматривают в договоре только замену товара на аналогичный. На самом деле можно требовать и возврата всех денег, и уменьшения цены, и устранения недостатков за счет продавца, и замены на товар другой марки и цены. И решает это сам покупатель.

Кому предъявлять претензии

Если покупатель из-за невыгодных условий понес убытки, то продавец должен их возместить. И, что не менее важно, теперь вместо того, чтобы отказаться от покупки или смириться с ролью пораженного в правах, потребитель может настаивать на исключении из договора дискриминирующего условия. В течение 10 дней требование должно быть рассмотрено. Ну а если это не поможет — с письменным ответом нужно отправиться в Роспотребнадзор или в суд.

Кстати, перечень недопустимых условий не закрытый, судебная практика его может дополнить. Надо сказать, что суды и до этих новелл часто признавали незаконными подобные условия.

Поправки касаются не только покупателей товаров, но и получателей любых услуг, в том числе банковских. Причем потребовать возмещения убытков можно теперь не только от продавца, изготовителя товара, исполнителя работ или услуг, но и от импортера или владельца агрегатора — сайта, который размещает информацию о товарах различных производителей.

Новая ответственность

Второе нововведение поможет пресечь вольности продавцов и поставщиков услуг, которые отказывались заключать или изменять договор только потому, что потребитель не предоставлял персональные данные. В Кодексе об административных правонарушениях с 1 сентября действует статья, карающая за это. Исключения составляют только случаи, когда предоставление данных предусмотрено законом или непосредственно связано с исполнением договора. Председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн пояснил «Парламентской газете», что сегодня такими исключениями являются, например, получение паспорта, обращение за предоставлением различных льгот, устройство ребенка в школу, прикрепление к поликлинике.

Кроме того, в некоторых случаях закон обязывает предоставлять персональные данные. Например, закон о противодействии коррупции предписывает указывать паспортные данные при покупке драгоценностей на сумму более 40 тысяч рублей наличными и более 100 тысяч рублей при безналичном расчете. А в соответствии с таможенным законодательством, если товар доставляется из-за границы, то нужно указывать данные паспорта и ИНН.

То есть закон запрещает требовать персональные данные, если они вообще не нужны для исполнения договора, и требовать лишние данные, которые не нужны для совершения сделки. Например, если при покупке выбрана доставка товара на дом, то логично, что продавец попросит указать адрес, а если товар покупается в рассрочку, то понадобятся паспортные данные. Тех, кто проигнорирует запрет, с 1 сентября 2022 будут штрафовать. Размеры штрафов небольшие — для должностных лиц от 5 до 10 тысяч рублей, для организаций — от 30 до 50 тысяч рублей. Но ведь и цель — не наказать или пополнить бюджет, а выстроить новую культуру правоотношений между потребителем и продавцом.

Если покупатель потребует сообщить ему о причинах и основаниях, по которым заключение, исполнение, изменение или расторжение договора без его персональных данных невозможно, ответ должны дать в течение семи дней в той же форме, в которой было отправлено требование, — в бумажной или электронной. Если потребителю необходима такая информация в устной форме, ее следует представлять немедленно.

Технически сложные товары

Год назад в России запретили продавать гаджеты без оснащения отечественными программами. А отсутствие таких программ стало трактоваться как продажа товара ненадлежащего качества со всеми вытекающими правовыми последствиями. Благодаря новому постановлению Правительства, вступающему в силу в сентябре, оснащение техники российским софтом получило дальнейшее развитие. Теперь при покупке и первом включении устройства нельзя будет обойти функцию выбора программ. Когда прорабатывались детали обязательного внедрения отечественного ПО, многие покупатели опасались, что новшества лишат их права пользоваться привычными программами и приложениями. Но в пресс-службе Минцифры нашему изданию объяснили, что требования о предварительной установке российского программного обеспечения на смартфоны, планшеты и компьютеры не означают, что не будет возможности выбирать. Покупатель сможет пользоваться отечественными, иностранными или всеми сразу программами. В ведомстве также заверили, что все приложения будут удаляемыми.

Но если покупатель обнаружил, что на устройстве нет российского ПО — такой товар признается некачественным, а потребитель вправе заявить требования о замене товара, устранении недостатков или возврате денег.

Перечень электронных устройств, на которые распространяется требование о предустановке программ, утвержден Правительством. В него входят:

- смартфоны;

- планшетные и стационарные компьютеры;

- ноутбуки;

- телевизоры с цифровым блоком управления, с функцией Smart TV, поддерживающие установку программ из магазинов приложений.

Никто при совершении покупок в магазине или при заказе и получении каких-либо услуг не хочет оказаться обманутым. И если вводимые новшества пойдут аудитории потребителей на пользу, можно будет только порадоваться. Люди сейчас и так живут очень сложно, и от выкидывания денег на ветер (или почти на ветер) им желательно быть более застрахованными. Посмотрим, как нововведения будут работать на практике.

На нашем сайте читайте также:

По инф. pnp.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!