Памяти легенды «Союзмультфильма» Леонида Шварцмана |
Константин Баканов, sobesednik.com |
16 Июля 2022 г. |
Лёля – так многие называли художника-мультипликатора, создателя образов Чебурашки и Крокодила Гены, Попугая – Удава – Слонёнка, «Аленького цветочка», «Котёнка по имени Гав», «Снежной королевы», «Золотой антилопы» и других любимых советских мультфильмов, и в жизни, и в день его похорон. Леониду Шварцману был 101 год, он умер 2 июля этого года. С мастером простились в Доме кино, гроб стоял на старом паркетном полу, его принесли шестеро молодых ребят в белых перчатках. Вот что было сказано в память об этом художнике. Почти сразу дали слово Юрию Норштейну. Он – ещё одна легенда «Союзмультфильма», создатель «Ёжика в тумане» и заставки к «Спокойной ночи, малыши!». Его речь была самой главной и самой яркой. О Шварцмане и книге о нем– Уход Лёли это не трагедия. Трагедия это когда в тебе не видят человека, – сказал Юрий Борисович. – А Лёля являлся грандиозной личностью, прожив почти 102 года. Работал он всегда. Последняя его работа была связана с Корнеем Чуковским. Последний раз мы с ним виделись 9 мая, в День Победы. Я привёз ему книгу о нём самом, которая наконец вышла, и он успел подержать её в руках. Книга фантастическая. О героях и попугае– Я как-то пытался пересчитать [нарисованных им] персонажей, но это невозможно. Думаю, их около 300. При этом рука у него была очень неторопливая, и как в этой неторопливости рождался персонаж, для меня загадка. Я был свидетелем, как Лёля работал: он на моих глазах рисовал на миллиметровке попугая из знаменитого фильма «38 попугаев». Там была история, когда нужно было полностью переделать персонажа. На переделке настояли мы с Александром Борисовичем Жуковским, кинооператором фильма, которого вы все знаете по фильму «Ёжик в тумане». О консерватизме и современности– Лёля никогда не кичился желанием быть современным. Он всегда был сам собой. Говорил мне: «У меня есть определённые художники, которые для меня незыблемы всегда. Это Репин, Суриков, Серов, Врубель, Левитан. Из европейских художников он более всего предпочитал Рембрандта. На эту тему у нас с ним было огромное количество разговоров. О Чебурашке– Это была многослойная работа. Они с режиссёром Романом Качановым сидели вместе. В чем сила такого режиссёра? Он знал, что ему нужно, и очень ответственно подходил к работе. Это его была идея пригласить Лёлю на кукольную студию. Лёля до этого работал в рисованной студии. И он там сделал два абсолютных шедевра: «Золотая антилопа» и «Снежная королева». А в этом персонаже [Чебурашке] участвовал не только Лёля как художник, и Роман Качанов, участвовали и [другие] мультипликаторы: вначале персонаж был сделан с ножками, а потом убрали ножки, потому что поняли, что выразительнее, если две лапочки будут так перетаптываться. Вы понимаете, что создан абсолютный шедевр? Как Микки Маус, просто наша страна не так рекламирует своё собственное творчество. О конфликте с Эдуардом Успенским– «Хвалу и клевету приемли равнодушно» – эту пушкинскую фразу он нёс в себе. Нёс с поразительным терпением и спокойствием. Мы же знаем истории, когда Лёлю пытались обвинить в том, что не он нарисовал Чебурашку. Не буду даже упоминать имя этого человека, потому что человек этот выдающийся – может быть, самый выдающийся детский писатель и поэт в Советском Союзе и в России, но это было. И Лёля переживал это всё с каким-то невероятным терпением, был в этом смысле невероятно благородным. О позорном голосовании в Думе– К сожалению, я просто обязан сказать, чтобы все слышали, о том, что приходят такие времена... Я рад, что Лёля не дожил, например, до позорного голосования в Думе. Недавно, 22-го числа, было голосование по поводу авторских прав. Так вот, всё это сделано так омерзительно, так отвратительно. Вот я смотрю, тут венок от Министерства культуры. И я должен сказать, что Министерство культуры тоже участвовало в этой гадости. Они не проработали тему. А тема связана с авторством художника-постановщика на его персонажей. И об этом надо говорить и кричать везде. Пусть это обязательно услышат. 400 человек и этот «водитель» их Володин проголосовали за то, что закон имеет силу только с этого момента. Мы тут люди начитанные и помним «дело врачей». Представьте, что потом, когда пришло время их реабилитировать, сказали бы: «Вы знаете, закон обратной силы не имеет». Вот произошедшее – такая же гадость. Это будет позором. Слава Богу, Лёля этого так и не узнал: он был уже так болен, что речь шла совсем о другом. Но мы хотим благородную мультипликацию и должны жить в благородном обществе. Не надо воровать! Это же так просто: не воровать. Леонида Шварцмана похоронили в селе Заречье Владимирской области рядом с женой. Когда уходят легенды, то направление, в котором они творили, как и вся культура, словно становятся сиротами. Как же без них теперь, куда? Но есть человеческая память, есть современные носители информации и способы ее передачи. И люди могут без труда изучать наследие, которое оставили мастера. Долго еще будут на экранах оживать Чебурашка, Крокодил Гена и другие замечательные образы, созданные Леонидом Шварцманом. А значит и он жив, именно в них. На нашем сайте читайте также:
|
|