НА КАЛЕНДАРЕ

Особенный народ. Сам себе свой

Татьяна ЯСНИКОВА   
12 Августа 2023 г.

1108 8 1a

Не найти народа, который не считал бы себя особенным. И это справедливо, поскольку всякий народ сам себе свой, а другим не очень. Малочисленные народы, которые сохраняют свою идентичность наперекор общим тенденциям, особенные вдвойне и втройне. Им помогают труднодоступные и отдаленные от больших трасс места проживания. Обряды и религиозные убеждения. Воля быть.

Загадочный народ голендры (старое фото)

  • Загадочный народ голендры (старое фото)

Таковы пихтинские голендры. Замэстэче, Дагнык, Новыны – они назвали свои деревни по названиям тех, что оставили на Буге. Теперь деревни объединены в участок Пихтинский, старые названия есть на дорожных указателях.

О голендрах мало кто знал, но в 2008 году они отметили столетие своего переселения в Сибирь и в Заларинский район, и о них заговорили. В 2017 г. их делегация – Петр Людвиг, Геннадий Зелент, Елена Людвиг – побывала на праздновании 400-летия поселения на Буге и познакомилась с голендрами, проживающими на белорусских, польских, немецких и украинских землях. Только в России – в Сибири, в Пихтинском – в обступившей их пашни и угодья тайге, они живут своим родом-племенем. У заграничных наследство – одни предания старины.

Википедия называет голендров немцами (и католиками). За немцев пострадали в 1941 году. Все пихтинские мужчины и часть молодых женщин были арестованы в ту пору и отправлены отбывать повинность в трудовой армии. Труд там был непосильный при более чем скудном питании, и домой вернулись немногие. Срок нахождения в трудовой армии для некоторых оказался до десяти лет.

(слева на право) Возможно, в таких домах под соломенной крышей жили голендры на берегах Буга. Старые дома пихтинских голендров.

  • (слева на право) Возможно, в таких домах под соломенной крышей жили голендры на берегах Буга. Старые дома пихтинских голендров.

И новые дома пихтинских голендров

  • И новые дома пихтинских голендров

Реставрациядом а голендров в Тальцах

  • Реставрация дома голендров в Тальцах

Голендры не говорили по-немецки, возможно, никогда. Их язык по прибытии в Сибирь – украинский, богослужебные книги на польском изданы в XIX веке с использованием готического шрифта и примечаниями на немецком для священнослужителей-немцев. Голендры – лютеране. Для пения псалмов по книгам, называемым ксенджками, в наши дни собираются в клубе и читают польские слова по-своему. Девяностолетняя Полина Карловна Кунц читает свою ксенджку на чистом польском. Для нее слова священного писания имеют буквальный смысл. Если написано «не посещайте собрания нечестивых», значит, не посещайте. Нечестивые – это те, кто матерятся, выпивают и курят, слушают дикошарую музыку. Благородный труд на земле – вот что во спасение души. Полина Карловна за долгую жизнь всего несколько раз отлучалась от своего хозяйства и дома. В юные годы читала ксенджку неграмотной матери, а теперь читает приезжающим на летние каникулы правнукам.

Когда Полина Карловна это все нам (переводчику Александру Журавскому и мне, автору этих строк) разъясняла на чистом русском, на реке Тагна, в парковом Бабцыном Куту, кипела веселая свадьба. Она так и называется – «высиле». Внука Сергея женил Петр Мартынович Людвиг. Его отец Мартын Мартынович был одним из основателей Пихтинского в начале XX века. Тогда и в последующие перед Первой мировой войной годы по столыпинской реформе прибыло с Буга на сибирскую землю тридцать шесть больших и крепких крестьянских семей.

Александр Журавский беседует со сторожилами Пихтинска, помнящими родной язык голендров

  • Александр Журавский беседует со сторожилами Пихтинска, помнящими родной язык голендров

Они назвались олендрами. Как известно, звук «h» нередко имеет тенденцию к исчезновению. Кто-то упорно называет голендров голландцами, взяв за основу историю из школьного учебника с жестоким герцогом Альбой, творившим католический террор против реформатов-протестантов в Голландии и Зеландии в XVI веке. Отчего якобы голендры бежали в немецкие земли. Все может быть. Племя бежало, и чтобы не выдавать своего происхождения, все, как один, стали говорить по-украински… А может быть, оно было языческим и, минуя католичество, сразу в XVII веке приняло протестантизм? Родовые обычаи и единство как раз упорней всего берегут язычники-родоверы, для христиан «несть эллина, несть иудея».

Наш экскурсовод Наталья Бендик

  • Наш экскурсовод Наталья Бендик

Голендров могли счесть за голландцев по созвучию. Говорят, прежде эти люди были корчевателями лесов, то есть они оголяли местность под пастбища и пашни. Подсечно-огневое земледелие – это древность. Может быть, голендры держатся своим неиссякающим родом с древних времен? И, может быть, не в Голландию надо углубляться, а в древность, когда голландцев еще не было? Названия, имена, речь – это нечто зыбкое по отношению к заземленному физическому телу. В свою очередь, всякое тело снабжено языком без костей.

Для статьи о бужских голендрах М. П. Костюк, кандидат исторических наук из Луцка, нашел свидетельство из 1891 года. Некто А. Будилович в статье «Из Забужья», опубликованной в «Варшавском дневнике» № 197 от 5 (17) сентября, писал: «Самое замечательное у них то, что они сильно обрусели: все говорят между собой по-малорусски говором окрестных крестьян и немецким языком пользуются только при чтении священных книг. Много голендров живет и дальше на север, близ местечка Домочево Брестского уезда. Не отличаясь от забужских крестьян языком, забужские «голландцы», кроме вероисповедания, отличаются от них большим достатком: дома у них просторные, светлые, выбеленные снаружи и внутри, ездят они на сытых и крепких лошадях, а не волами, и тем более коровами; огороды у них полны всякого рода овощью, хорошо огорожены и во дворах много домашней птицы, что в Забужье, можно сказать, невидаль; народ они промышленный, мужчины за крайней скудностью земли все больше на стороне зарабатывают и главный их промысел лесопильный, а женщины занимаются преимущественно молочным хозяйством; … там много предприимчивости и энергии; там народ все грамотные».

Скудость земли, то есть ее недостаток, и привел голендров в Сибирь. На старинных снимках можно увидеть их дома в Забужье: они теснятся под высокими соломенными крышами в пожароопасной близости друг к другу. Что касается утверждения Будиловича о богослужениях на немецком языке, то скорее, он ошибся, увидев готический шрифт книг на польском.

Ушли сюда, в необжитый сибирский край, надо полагать, самые упорные, крепкие и свободолюбивые из голендров. Везли с собой инвентарь, швейные машинки, священные книги, праздничные наряды и строгость нравов.

И вот она свадьба – высиле – веселье, пойдут по земле новые голендрята. В первый день высиле отдается дань официальной части. Представитель загса регистрирует брак, приезжает городской тамада, праздник идет по канонам, принятым в городе Иркутске. Гости продолжают съезжаться до ночи, ведь родные голендрские обряды будут на другой день. Заметны женщины в нарядных чепцах, и все свои носят нагрудные ленточки. Лента справа указывает на семейных панов и пани, а слева – на паньство млодэ. У жениха и невесты ленты пока с левой стороны. Они фотографируются со сватами, приметными по перевязям с большими красно-белыми треугольниками. Энергичный дед жениха Петр Мартынович грозит кому-то плеткой-гурыпником. Таковыми снабжены распорядители, наделенные правом применять гурыпник по отношению к нарушителям церемоний. Рядом на берегу Тагны парень с лентой слева подхватывает и несет на руках девушку с лентой так же слева. Значит, впереди новая свадьба. По лентам слева можно присмотреть невесту или жениха для себя.

На скамейках сидят знатоки обряда – пихтинские старушки. Побеседовать с ними на украинском, польском или немецком садится Александр Журавский. Нет, из этих языков старушки знают только украинский, но с незнакомцем предпочитают общаться на русском, и убедить их перейти на старинную родную речь непросто.

На другой день начинаются обряды надевания чепца и шляпы, подношения денег и подарков. Нарядные молодые, «она» уже в чепце, «он» в шляпе с алой лентой по тулье, садятся на подушки и держат подносы, на которые первыми кладут деньги родители. Потом свахи возглашают: «На чэпэц! На шапку!». Гости начинают класть купюры то молодой «на чэпэц», то молодому «на шапку». Кому положат больше? «Кухарики», припевая, играют на кухонной утвари, растрясая гостей на металлические рублики. Затем под крики «Виват!» и холостые выстрелы из ружей скамейку с молодыми поднимают вверх и опускают. Новоиспеченная пара благодарит родителей и вступает в танец женатых и замужних. Периодически последние выкрикивают: «Наш, наша!», принимая в свой круг новобрачных. Звучат выстрелы, и после них начинается застолье.

Обряд голендровской свадьбы

  • Обряд голендровской свадьбы

Национальным блюдом голендров является «польский борщ» – наваристый мясной бульон, заправленный свежими сливками. С кухней голендров, вообще-то, можно познакомиться и в Иркутске. Здесь они держат кафе «Жито» на ул. Сухэ-Батора, там вся пища готовится из сельхозпродукции Пихтинского. А в музее Тальцов теперь можно увидеть традиционную голендрскую хату.

Или, иначе, дом-комплекс – жилые и хозяйственные постройки под одной крышей. В Белоруссии это называется погонная постройка. Такие есть на севере Руси, в Карелии, в Голландии и Бельгии. В начале дома живут люди, потом идут загоны для скота, гумно. Под высокими крышами на чердаках хранятся припасы, стоят лари с мукой и зерном. Скот загоняется в двери с торцов, и в каждый отсек можно попасть как с улицы, так из жилых помещений. Очень практично, особенно если бушует непогода. У сибиряков есть нечто подобное, называемое «дом на связи», когда два брата строят каждый свой дом, соединенный посередине одними общими сенями.

В экскурсии по пихтинской земле нас сопровождает Наталья. Мать ее была из Людвигов, отец – Бендик, в семье было четырнадцать детей. Одиннадцать из них были у Натальи в гостях в новом большом доме, почти готовом к приему будущих туристов. Наталья показывает нам старинные дома-комплексы. Кругом – необъятные поля и просторы, то, чего крайне не хватало душам на Буге. А вот новый дом с красивыми резными наличниками. Здесь проживает многодетная семья, у хозяина трактора, фермерское хозяйство, стада и пастбища, на досуге (когда бывает?) он плетет на продажу традиционные ивовые корзины. Своих детей у него трое, да пятерых взяли из Хор-Тагнинского детдома. Пихтинцы нередко усыновляют сирот оттуда, таким образом приумножая свой род. Чем накормить детей – всегда найдется. Свидетельница зажиточности – старинная вензарня со свежими следами копчения окороков. Она возвышается перед въездом в Бабцын Кут.

Новая семья Сергей и Анна Людвигсо свидетелями

  • Новая семья Сергей и Анна Людвигсо свидетелями

Дед жениха Петр Мартынович Людвиг с супругой

  • Дед жениха Петр Мартынович Людвиг с супругой

Наталья везет нас на экскурсию на кладбище в Дагнике, где покоятся многие ее родственники. Здесь тоже можно знакомиться с историей голендров – по первым их захоронениями на сибирской земле. Кладбище осеняют чрезвычайно высокие и могучие сосны – подобных в местной тайге не увидеть. Отчего они вымахали – загадка.

В мир иной пихтинцы уходят вполне русскими? Ведь кладбище типично русское, могилы располагаются сикось-накось, то есть как бог на душу положит и что предложит рельеф местности. Голландские, немецкие кладбища – это геометрический порядок и еще раз порядок. Так может, изначально голендры – славяне? *

Полина Карповна Кунц читает ксенджку

  • Полина Карповна Кунц читает ксенджку

В издании, посвященном всемирному слету голендров в 2017 г., сообщается: «В Голландии выйдет книга о сибирских голендрах». Голландцы захотели узнать об однокоренном народе. Худое не потянули бы они на свою сторону. Но теперь наступила для всего мира новая эпоха, и книга не выйдет, связи приостановлены. Что сейчас творится на Буге, трудно представить, а в Пихтинском под бравое «Виват!» веселые хлопцы палят из свадебных ружей войлочными пыжами.

Здесь тоже Европа, но въезжают в нее без виз и таможни. Через внесенное в список десяти самых красивых сел России и стоящее на слиянии неслабых горных рек Хорьки и Тагны село Хор-Тагну. Экскурсию по загадочным его красотам провела для нас директор библиотеки Алена Викторовна Шашкова. Чтобы подтвердить звание, необходимо что-то улучшать. Хор-тагнинцы ремонтируют клуб и библиотеку, готовят к реставрации дореволюционный православный храм и такое же старинное здание краеведческого музея. Приезжали за опытом честолюбивые жители других сел. Им тоже хочется попасть во всероссийский список.

Дети голендров издавна учатся в Хор-Тагнинской средней школе. Может быть, это один из секретов красоты места – красивые люди.

*О славянах в Голландии пишет Ольга Семёнова, г. Роттердам. Окончила Белорусский государственный университет по специальности «история». В Нидерландах живет и работает 20 лет. Занимается изучением истории славян в Западной Европе.

«Интересно, что всем «варварам» автор хроники Croniken van den Stichte van Utrecht ende van Hollan раздает по приданому: «Так, гиппиды захватили Италию; аланы поселились в Австрии; сарматы поселились в Паннонии; вандалы поселились в Африке; скоты (готы?) поселились в Каталонии; гунны поселились в Галлии; славяне, которых люди вилтами зовут, заселили всю Голландию». = Want die Gippides bedwonghen Ytaliën, Alani wonnen Oesterrijc, Sarmati wonnen Pannoniën, Wandali wonnen Affrike, Scoten wonnen Cathaloengen, Hunen wonnen Gallen, Slaven die men Wilten hiet wonnen alle Hollant».

(Источник: Kroniek van Johannes de Beke tot 1430 (knaw.nl))».

  • Расскажите об этом своим друзьям!