НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Новогодняя история с фотографией: Гагарин и Терешкова на «Голубом огоньке»

31 Декабря 2019 г.

55 лет назад родилась одна из главных традиций отечественного ТВ: с 1964 года «Голубой огонек» стал постоянной новогодней передачей.

Фото с историей: Гагарин и Терешкова на "Голубом огоньке"

Это фото было сделано годом раньше – летом 1963-го. Его автор, фотохудожник Анатолий Ковтун, рассказал, как появился этот кадр и что осталось за ним.

Куплеты, конфеты и макеты

– Я тогда работал на телевидении осветителем, – вспоминает Анатолий Ковтун. – В том числе на съемках «Голубого огонька». Он в то время выходил не только 31 декабря, а несколько раз в год по праздникам и большим поводам. Этот выпуск был посвящен полетам в космос Валентины Терешковой и Валерия Быковского.

С разницей в два дня – 14 и 16 июня 1963 года – Быковский и Терешкова стартовали с Байконура и оказались на орбите одновременно. 22 июня, на третий день после возвращения, оба стали Героями Советского Союза. Их надо было показать стране, и по такому поводу собрали «Голубой огонек».

На Шаболовку тогда приехал весь первый отряд космонавтов во главе с легендарным летчиком Николаем Каманиным, который готовил их к полетам. Кроме Терешковой и Быковского, были Юрий Гагарин, Герман Титов, Павел Попович и Андриян Николаев – он в то время еще не был мужем «Чайки», «космическая свадьба» состоялась через несколько месяцев. Держались они на удивление неформально – в какой-то момент Гагарин, например, снял соринку с плеча сидящего рядом Поповича. Титов пошутил, что 16 июня теперь будет записано мужчинами как черное воскресенье. Гагарин возмутился: подвиг Терешковой, сказал он, заставил каждого еще раз посмотреть на свою жену, сестру и дочь. Потом запели куплеты, сочиненные про космонавтов на мотив суперпопулярной в 60-х песни «Текстильный городок». Терешковой подарили передник с вышивкой на космическую тему. «С кармашками!» – похвалил Гагарин.

За этим дружеским подтруниванием следили (не считая тысяч зрителей) Юрий Левитан, Константин Симонов, Алексей Грибов, Клара Лучко, Юлия Друнина – они все потом по очереди выходили поздравлять новых покорителей космоса. Подарки тем несли бесконечно, и скоро все горизонтальные поверхности вокруг были заняты букетами, конфетами и макетами космических кораблей. Ведущими были Валентина Леонтьева и Юрий Фокин – абсолютная телезвезда, человек, который вел репортажи со всех главных мероприятий страны, в том числе с запусков космических кораблей. Он же первым взял интервью у Гагарина.

Трудно представить, глядя на фото, что происходило все в такое время, когда порядочному советскому человеку полагалось спать.

– Днем шли прямые передачи, все павильоны, камеры и операторы были заняты, – рассказывает Анатолий Ковтун. – А такие программы, как «Голубой огонек», всегда выходили в записи, поэтому их обычно записывали по ночам, в лучшем случае поздно вечером. Несмотря на это, все гости приезжали, никто не отказывался. Приглашение на телевидение в то время было, как приглашение в политбюро – очень ответственно и почетно. И люди в студии работали с тем же настроем: была строжайшая дисциплина, за малейшее нарушение легко было лишиться работы.

«Застольная» традиция

Фотография, сделанная Анатолием Ковтуном в тот вечер, была как раз нарушением – она снята прямо во время записи. В начале передачи космонавты сидели отдельно, а потом перебрались за три сдвинутых столика, перемешавшись с киноартистами, – «застольная» традиция сохранялась еще с первых выпусков, когда «Голубой огонек» назывался «Телевизионное кафе».

Так оказались рядом Юрий Гагарин, Вячеслав Тихонов, Иван Любезнов, Маргарита Володина и Клара Лучко. Валентина Терешкова села напротив, закрыв собой звезду Малого театра Елену Гоголеву, поэтому на фото она спиной. Потом режиссер попросил ее занять место между Тихоновым и Любезновым. Справа от Гагарина – Элеонора Беляева, ведущая передачи «Музыкальный киоск». Анатолий Ковтун признается, что удержаться от того, чтобы не сфотографировать такую компанию, было невозможно, хотя затея могла стоить ему работы.

– В те годы все передачи записывались на кассеты, – объясняет он. – Были, конечно, телевизионные фотографы, но им разрешалось снимать только во время репетиции. Это не слишком интересно – гости расслаблены, кто во что горазд. А во время записи не то что снимать – фотокамеры довольно сильно грохали, – даже ходить нельзя было. Если кто-то передвигался, возникал скрип или тень, режиссер кричал на всю студию, приказывал выгнать сразу же. Все записывалось набело, поэтому должно было быть идеально. Я стоял у осветительного прибора в первом ряду, и руки всё время чесались нажать на спуск. Иногда режиссер останавливал запись по своим причинам. Я выжидал, когда это случится, чтобы громко хлопнуть зеркалом моего «Зенита», не боясь наказания. И вот в какой-то момент я услышал первое слово режиссера, нажал на спуск. Гости еще не успели расслабиться. Был сделан только один кадр – вот этот. Больше рисковать я не стал.

 

Ярче всех – Гагарин

Несмотря на то, что чествовали Терешкову и Быковского, все смотрели на Гагарина. Он не раз был гостем «Голубого огонька», в том числе новогодних выпусков, и всегда оказывался в центре внимания.

– Он был ярче всех, кого я там видел, – вспоминает Анатолий Ковтун. – Улыбка – сказочная, просто магнетическая. Тогда абсолютно все были от него без ума. При этом в нем самом не было никакой звездности, будто испытание медными трубами вообще его не коснулось. Он был абсолютно нормальный в общении, с ним любой мог поговорить – даже у меня как-то был разговор, мы обсуждали съемки в Звездном городке.

Когда режиссер останавливал съемку, гости начинали активно общаться. На столах стояли чашки (чай в них разливала Клара Лучко), бокалы с чем-то безалкогольным, фрукты – виноград в корзинах внесли в студию торжественно, объявив, что это первый урожай, выращенный в Подмосковье. Но никто ничего не ел и не пил – все знали, что это для антуража. Лишь Гагарин нарушил правило, прямо во время записи потянув свой напиток через трубочку, а потом подав бокал Терешковой.

– Маргарита Володина в перерыве что-то очень эмоционально говорила Гагарину, а он внимательно слушал, – вспоминает Анатолий Ковтун. Володина и Тихонов, кстати, подарили космонавтам билеты на фильм «Оптимистическая трагедия», где сыграли главные роли (он вышел как раз в те дни, когда Терешкова и Быковский были на орбите). Помню, что очень хотел услышать, о чем же они говорят, но было шумно. Еще я почему-то хотел, чтобы Тихонов заговорил с Гагариным, но он практически не шевелился – был в большом напряжении, почти не выходил из этого «состояния передачи». Паузы длились недолго, потом опять запись – и все кого-то внимательно слушают.

В тот момент, когда было сделано фото, гости слушали молодого Иосифа Кобзона. Он пел новую песню из еще не вышедшего на экраны фантастического фильма «Мечте навстречу» – «И на Марсе будут яблони цвести». Она и две другие, написанные для этой картины – «Я – Земля» и «14 минут до старта», – стали впоследствии главными космическими хитами.

Sobesednik.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!