Мир важнее, чем наказание виновных |
19 Февраля 2015 г. |
Как сообщается, несмотря на перемирие, киевские власти отказались амнистировать лидеров ДНР: это выглядит крайне иррационально. Первое, что следовало бы делать при реальной попытке реинтегрировать Донбасс, – это амнистировать повстанцев. Давать людям понять, что «если вы попадете в нашу власть, на милость вам рассчитывать не приходится, так что все, что вам остается – это драться до последнего», значит явно подрывать собственные военные усилия. Со своей стороны повстанцы обещали дойти и до Харькова, до Киева, а социальные сети полны обещаний предать «киевскую хунту» заслуженной ею злой смерти – что тоже как-то не помогает киевским властям признать поражение и оставить Донбасс в покое. Почему люди ведут себя так иррационально? Возможно, допусти киевские власти более примирительную риторику, их бы сожрали собственные патриоты; но почему? Попробуем разобраться. Месть – одна из очень глубоко вбитых в человека реакций. Когда люди жили в архаичном, догосудаственном обществе (кто-то живет так и сейчас), единственным способом предотвращения покушения на вашу жизнь и имущество было внушение надлежащего страха кому следует – кто с нами свяжется, тот дня не проживет, за любой ущерб, нанесенный мне, моей семье или моему племени, последует такая страшная расплата, что поколения потенциальных обидчиков будут помнить – и держаться от нас подальше. Месть была не просто реакцией – а осознанным долгом человека по отношению к роду и племени. Боевики «Исламского государства», которые сожгли живьем бомбившего их иорданского пилота, сняли сцену казни на видео и выложили в интернет, действовали в рамках этой вековой логики – с нами нельзя связываться, мы люди свирепые и мстительные. Иорданцы, казнившие в ответ нескольких пленных исламистов – тоже. Любая военная пропаганда эксплуатирует мстительные чувства. Правда, при этом она больше любит слово «справедливость», чем слово «месть», и исходит напыщенным морализаторским пафосом – зло должно быть наказано! Наши враги – гады и злодеи, которые не должны уйти от заслуженного ими наказания. Наш священный долг – покарать их, как они того заслуживают. Пусть зло не живет на свете! Это отлично работает для того, чтобы мотивировать людей убивать и умирать, и правители никогда не откажутся от этого инструмента манипуляции массами. Материалы, которые должны вызвать у вас чувства ненависти и мести, предлагаются вам именно с этой целью вполне сознательно – вас дергают за определенные ниточки, чтобы вызвать определенную реакцию. Мстительная риторика есть орудие управления людьми, вожжи и шпоры для масс. Правда, как и у любых орудий массовой манипуляции, у нее есть определенная инерционность. Трудно сегодня внушать людям, что они должны умирать, потому что их стране угрожают дьяволы в образе человеческом, а назавтра мириться с этими дьяволами и гарантировать им безопасность. Достаточно сильный и уверенный властитель еще может себе это позволить – но это в любом случае рискованный трюк. Машина массовой истерии еще может переехать тех, кто ее завел. Так бывает – люди сначала вызывают демонов, потом не знают, куда их девать. Чтобы добиться каких-то разумных целей, прийти к выгодному (или хотя бы не столь невыгодному) миру, от мести надо отказаться. «А как же справедливость! – возмутятся многие. – Как же можно допустить, чтобы злодеи ушли от расплаты?» Что же, давайте рассмотрим, чем месть отличается от справедливости. Что отличает справедливый суд? Для него приоритетом является защита невиновных; вся раздражающе сложная система судопроизводства предназначена для того, чтобы минимизировать риск осуждения невинного человека. Для мести приоритетом является внушение страха – поэтому объектами мести очень часто становятся даже не сам преступник, а его кум, брат, сват или еще какой-то человек, в глазах мстителя как-то с ним связанный. Для мстительного человека неважно, пусть пострадают в том числе и невинные люди – лишь бы его обида была отмщена. Человек справедливый готов отказаться от возмездия за свои обиды, лишь бы не причинить зла невиновным. До Страшного Суда далеко не всех злодеев постигнет наказание и далеко не все хорошие люди будут избавлены от бед. И хуже того, чтобы добраться до злодеев и наконец затянуть заслуженную петлю у них на шее, вам придется причинить много бед, страданий и смертей людям, которые невиновны – или, во всяком случае, виновны в гораздо меньшей степени. Приходится выбирать между миром, который позволит злодеям избежать кары, и продолжением войны, которая погубит еще множество людей, а участь злодеев останется неясной – вполне вероятно, они благополучно сбегут. Готовы ли вы платить жизнями и страданиями невинных людей за то, чтобы добраться до злодеев? Если да, то чем вы сами лучше их? Если нет – то надо так и сказать. Мир важнее, чем предание злодеев справедливой каре.
Тэги: |
|