НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...

"Мамочка" - история о том, почему людям так тяжело быть нормальными

14 Ноября 2014 г.

alt

Ксавье Долан, в свои двадцать пять лет снискавший славу киновундеркинда, отмеченный наградами Каннского фестиваля и выдвигавшийся на Оскар, на этот раз решил затронуть проблему отцов и детей, пишет "Российская Газета". Вернее, матерей, которые вынуждены решать эту детско-родительскую проблему без отцов.


Когда молодость уходит, становится страшно. Особенно женщине, особенно матери-одиночке. Диана осталась вдовой, без денег и жилья, зато с сыном, у которого куча диагнозов и нестабильное психическое состояние. В переходном возрасте все дети превращаются в нигилистов, создающих проблемы себе и окружающим, но Стив - это сублимированный бунт против социума. Тормоза и инстинкт самосохранения у него отсутствуют. Есть только болезненная любовь к матери - любовь ребенка, которому всю жизнь не хватало материнской ласки и который отчаянно продолжает цепляться за ту, что ближе, чем любая женщина.

Диану играет Энни Дорвал, а Стива - Антуан-Оливье Пилон. Контраст пары разительный: жгучая брюнетка Диана, которая носит джинсы со стразами и высоченные каблуки, живет одним днем и отчаянно строит из себя юную куклу Барби, и Стив - блондин, психопат и, несмотря на возраст, настоящий мужчина. У нее все в прошлом, у него - в будущем. В Стиве словно сконцентрировались все основные качества молодости: безрассудство, нежелание лицемерить даже ради собственной выгоды, стремление защищать свою женщину (которой для него является Диана) и, главное, интуитивное стремление к свободе. Полной, неограниченной, как синее, пронизанное солнцем, небо.

Но контраст - внешний, потому что мать и сын вылеплены по одному образцу. Стив - зеркальное отражение Дианы, ее продолжение, все собранные воедино ее достоинства и недостатки. Все ее невоплощенные мечты, несбывшиеся надежды, нереализованные планы. Долан сознательно подчеркивает контраст героев - Диана всегда во мраке, в тени, а Стив в каждом кадре словно светится от волшебного сияния молодости. Потрясающе красивые сцены танцев и драк, в которых Антуан Пилон словно не играет, а живет, настолько естественным выглядит его герой.

Фильм идет 138 минут, и в каждом кадре - или прозрачная, солнечная любовь, или удушливое, беспросветное отчаяние. То отчаяние, которое прячется в глазах Дианы - за вульгарной подводкой и наигранным весельем. Она прекрасно понимает, что загнала и себя, и сына в тупик: серую размеренную жизнь, где надо все делать по расписанию, стоять в очереди на автобус, принимать ухаживания престарелых ловеласов и изображать из себя "нормальную" мамочку.

Так живут миллионы благополучных с виду семей, но потом вдруг всплывают страшные трагедии, разворачивающиеся за закрытыми дверями. Фильм "Мамочка" - тщательный анализ букета острых социальных проблем. Почему людям так тяжело быть нормальными? Откуда в благополучном обществе, где даже чихнуть не в том месте нельзя, чтобы не выписали штраф, вдруг берутся маньяки и самоубийцы? Диана оказывается один на один с обществом, которому она не нужна. Ей хватило бы сил защитить и себя, и Стива, если бы сам Стив так категорично не отвергал ее помощь. Умение идти на компромисс приходит с возрастом - постепенно, по частям, чем дальше, тем легче. Врать себе тяжело только в первый раз.

Долан через экран говорит со зрителями о том, что обществу не нужны слишком яркие, неординарные, не вписывающиеся в рамки личности. О том, насколько призрачны границы свободы выбора и закона, который призван эту свободу защищать. Система не защищает тех, кто не живет ее правилам - она их перемалывает. Безжалостно и бесповоротно. Рай только для тех, кто согласен всю жизнь поститься, а в ад приводят не только благие намерения, но и чрезмерная любовь. Долан, лишив своего героя умения идти на компромисс, напомнил всем, почему гении и безумцы всегда заканчивают одинаково. Фильм несколько затянут, но концовка искупает все: внутреннее стремление человека к свободе, к врожденному чувству справедливости окончательно сломать, исправить и задушить все равно нельзя.

alt

 

  • Расскажите об этом своим друзьям!