НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

«Любим - не любим»: как управляется наше отношение к США?

18 Декабря 2019 г.

Впервые за последние шесть лет в России количество людей, положительно относящихся к США, превысило число тех, кто относится к ней отрицательно. Таковы данные социологического исследования, которые «Левада-центр» опубликовал во вторник.

Почему в России снова полюбили Америку

  • 47% опрошенных заявили, что относятся к Соединенным Штатам «очень хорошо» или «в основном хорошо», в то время как ответы «в основном плохо» и «очень плохо» выбрали только 40%. Не определились с ответом 13% опрошенных. Похожий результат последний раз был зафиксирован в декабре 2013 года — тогда о позитивном отношении у США заявили 48% опрошенных, а о негативном 37%, не определились с ответом 15%.
  • Опрос был проведен 21 — 27 ноября 2019 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения. Было опрошено 1616 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах 50 субъектов РФ. Исследование проводилось на дому у респондентов методом личного интервью.

Важно отметить, что подобные опросы, в которых замеряется отношение россиян к разным странам, «Левада-центр» проводит с 1990 года, то есть уже почти 30 лет. Наиболее показательно, конечно, отношение к США — бывшему и нынешнему главному геостратегическому противнику СССР и современной России. Данные за 29 лет любой желающий может увидеть в динамике, что особенно ценно.

Цифры, публикуемые «Левада-центром», убедительно показывают, что отношение в России к Соединенным Штатам это четкий индикатор «генеральной линии партии». Самое любопытное, что если суммировать данные, то большинство опросов на эту тему показывают, что россияне относятся к Америке по большей части позитивно. Времена же, когда отношение к США с хорошего менялось на плохое, четко привязаны к изменению информационной повестки власти и ее «телевизора», исполняющего в России еще с позднесоветских времен роль главного «пропагандиста и агитатора».

Конечно, сегодня роль интернета как источника информации значительно выросла. Так, по данным того же «Левада-центра» за ноябрь 2019 года, ежедневно выходят в интернет 65% опрошенных, в то время как еще 14% используют всемирную сеть от одного до нескольких раз в неделю. Телевидение же согласно опросу ФОМ, проведенному в августе 2019, ежедневно или три-пять раз в неделю смотрят 64% респондентов, а еще 12% заявили, что смотрят телепрограммы один-два раза в неделю.

Иными словами, сегодня число пользователей интернета в России практически сравнялось с количеством тех, кто по старинке основную информацию черпает из телевизора или даже несколько превзошло телеаудиторию. Однако ТВ продолжает оставаться главным источником сведений для тех россиян, которые интересуются общественно-политической тематикой. Согласно указанному выше опросу ФОМ, таковых сегодня все еще 85%, причем эту самую общественно политическую информацию они получают главным образом из четырех федеральных телеканалов.

Соответственно, прослеживается довольно четкая закономерность — перемены в отношении россиян к Америке зависят от пропагандистских компаний, проводимых российской властью с помощью ее «приводных ремней» — федеральных телеканалов — в связи с теми или иными событиями российской и международной повестки дня. Причем сам масштаб и скорость скачков общественного мнения (они происходят в считанные месяцы) говорят о его непосредственной привязке к тому, что обрушивается из телевизора на головы российского обывателя.

  • Например, в ноябре 2006 года «хорошо» относились к Америке 56% респондентов, в то время как «плохо» только 32%. Но буквально через четыре месяца, в марте 2007 года, результаты такого же опроса были уже совсем другими — большинство (47%) заявили о «плохом» отношении к США, в то время как «хорошо» продолжали относиться к нашему «геостратегическому» противнику всего 44%.

Что же произошло за эти четыре месяца, за которые большинство россиян так резко переменили свое мнение об Америке? В феврале 2007 года Владимир Путин выступил со своей знаменитой «мюнхенской речью», которую многие наблюдатели считают поворотной в его политике по отношению к Западу вообще и Соединенным Штатам в особенности. «НАТО выдвигает свои передовые силы к нашим государственным границам», — провозгласил тогда российский лидер.

Однако еще через четыре месяца, после того, как грозная антиамериканская и антинатовская риторика российского нацлидера и его СМИ сошла на нет, опрос «Левада-центра» вновь показал рост симпатий к Америке в российском обществе. В июле 2007-го уже 52% опрошенных высказались о своем хорошем отношении к этой стране, в то время как плохо продолжали относиться к ней всего 38% респондентов.

Следующий скачок антиамериканских настроений в российском обществе произошел в сентябре 2008 года, на волне августовской войны с Грузией, которую пропагандистская машина Кремля по обыкновению объяснила тогда американскими происками. Но уже через год, в 2009-м, положительные настроения в отношении США в российском обществе снова вернулись. Кардинальное и длительное их изменение в сторону негатива произошли в 2014 году и продержался этот приступ антиамериканизма, как было отмечено выше, шесть лет.

Однако без длительной и мощной подпитки сверху эти настроения в российском обществе долго не живут. В конце концов, мы смотрим американское кино, пользуемся продукцией американских IT-корпораций и глядим уже не только в телевизор, но и в экран компьютера.

Впрочем, никаких иллюзий быть не должно — мощь пропагандистской машины Кремля все еще велика. Как только наверху будет принято решение опять включить ее на полную катушку, нас снова известят о том, что мнение российских граждан об Америке резко ухудшилось.

  • Еще публикации об общественном мнении в России (и не только) — по ссылке.

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!