ЛДПР предлагает свой вариант прогрессивной шкалы налогообложения. Реально ли? |
Ольга Савина, polit.ru |
24 Марта 2021 г. |
Депутат Сергей Катасонов внес на рассмотрение Госдумы законопроект, который предлагает освободить россиян, зарабатывающих менее 204 тыс. рублей в год, от уплаты НДФЛ. Может ли Россия позволить себе отменить подоходный налог для людей с крайне низкими доходами? Экономисты давно обсуждают возможность возвращения к прогрессивной шкале НДФЛ, отмененной в 2001 году. В пользу этой идеи говорят растущее социально-экономическое неравенство в стране и высокое качество налогового администрирования. С 1 января 2021 года в России впервые за 20 лет появятся элементы прогрессивной шкалы подоходного налога (НДФЛ). С заработка свыше 5 млн рублей россияне начали платить НДФЛ по ставке 15 % вместо 13 %. Благодаря повышению ставки НДФЛ в 2021 году бюджет дополучит 60 млрд рублей, которые пойдут на лечение детей с редкими заболеваниями. Однако такую сумму можно было легко изыскать и без повышения налога. Директор Центра налоговой политики Экономического факультета МГУ Кирилл Никитин полагает, что «единственный смысл этого нововведения — продемонстрировать технологическую готовность российской налоговой службы к введению прогрессивной шкалы налогообложения». Власти не первый год обсуждают идею освободить малоимущих россиян от уплаты НДФЛ. Соответствующие законопроекты периодически вносят в Госдуму депутаты от ЛДПР и КПРФ. На прошлой неделе депутат Сергей Катасонов (ЛДПР) внес на рассмотрение Госдумы законопроект о введении новой прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц. В нем предполагается, что от налога освободят россиян, зарабатывающих менее 204 тыс. рублей в год. Перспективы развития отечественной системы прогрессивной шкалы налогообложения в первую очередь лежат в плоскости снижения НДФЛ на крайне низкие доходы, соглашается Кирилл Никитин. «Это вопрос не справедливости, а эффективности. Бессмысленно гонять деньги, взимая налоги с крайне низких доходов, а потом возвращая их в виде социальной поддержки через бюджет и фонды. Чем через больше бюджетов прогнаны деньги, тем больше затрачено на их обслуживание, тем больше, так или иначе, "прилипает" в хорошем или плохом смысле, — рассказал Кирилл Никитин в рамках экспертной дискуссии Вольного экономического общества России. — Не нужно брать последние деньги, а потом думать, как их возвращать». Тем не менее маловероятно, что россиян с низкими доходами освободят от НДФЛ в ближайшие годы, полагает руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. Реализовать это предложение возможно не раньше, чем станет понятно, за счет каких средств будут компенсированы выпадающие доходы бюджета. «НДФЛ — это один из основных источников дохода региональных бюджетов. Если мы снизим или обнулим ставку НДФЛ для россиян с низкими доходами, которых в России много, это будет означать, что региональные бюджеты недополучат огромный объем доходов и финансировать те же самые социальные программы будет неоткуда. В ситуации, когда в стране кризис, а бюджет дефицитный, вряд ли кто-то из лиц, принимающих решения, осознанно пойдет на дополнительное снижение доходов бюджета», — сказала Суслина. «Предложение хорошее, но полагаю, что в ближайшие два года этого не произойдет, потому что бюджетный план на ближайшие годы уже сверстан, идет детализация плана налоговой политики на следующий год, и в нем заложена действующая шкала налога на доходы физических лиц, — соглашается Николай Тютюрюков, доктор экономических наук. — Однако инициировать введение прогрессивной шкалы налогообложения полезно. Надо, чтобы и законодатели привыкали к тому, что общество требует прогрессивной шкалы налогообложения, и налоговые органы — к тому, что вскоре им придется администрировать прогрессивную шкалу налогообложения. Они уже делали это до 2000 года — технически это не сложно, тем более что цифровой потенциал налоговых органов значительно вырос за последние годы». Депутаты от ЛДПР рассчитали, что за счет отмены НДФЛ россияне, зарабатывающих менее 204 тыс. рублей в год, смогут дополнительно получать в среднем по 1,7 тыс. рублей в месяц или по 21 тыс. рублей в год. В документе говорится, что сейчас таких налогоплательщиков около 9 млн человек, или 14 % населения. Такая мера перераспределит налоговую нагрузку и поможет в борьбе с бедностью, считает депутат Катасонов. «Прогрессивная шкала налогообложения — один из инструментов борьбы с бедностью, но только ее введение к ликвидации бедности не приведет. Нужно повышать производительность труда, что повлечет за собой сокращение рабочих мест, то есть надо и новые рабочие места с большой зарплатой создавать. Это сложная экономическая задача», — отмечает Николай Тютюрюков. «Борьба с бедностью носит комплексный характер, поэтому только повышение заработной платы на 1,7 тыс. рублей в условиях роста цен и "галопирующей" инфляции, вероятнее всего, не приведет к сколько-нибудь положительным результатам», — соглашается старший преподаватель Финансового университета Руслан Аллалыев. Если для россиян с низкой заработной платой НДФЛ следует отменить, для граждан с более высокими доходами налог должен увеличиться, считает депутат Катасонов. Налогоплательщики с доходами от 5 млн до 10 млн рублей в год должны платить 625 тыс. рублей плюс 15 % от суммы, превышающей 5 млн рублей. Для россиян с доходами от 10 млн до 100 млн рублей в год депутат предложил установить налоговую ставку 1,3 млн рублей плюс 25 % с суммы, превышающей 10 млн рублей. Для тех, кто зарабатывает более 100 млн рублей, — 23,8 млн рублей плюс 35 % с суммы, превышающей 100 млн рублей. Если предложение ЛДПР будет реализовано, граждане с высокими доходами могут постараться уклониться от уплаты налогов — перевести свои активы «в тень», в другую юрисдикцию, отмечает Руслан Аллалыев. «Думаю, сегодня налоговики обладают необходимым инструментарием для того, чтобы удержать эти налоги в России, — не согласился с коллегой Николай Тютюрюков. — Прогрессивная шкала налогообложения введена во многих странах с развитой экономикой. В частности, в США, в Германии. Во Франции, например, больше трети населения не платят подоходный налог, пользуясь установленными вычетами и льготами, соответственно, более богатые люди содержат государство, что на данном этапе развития общества является корректным». В Германии действительно существует прогрессивная шкала налогообложения. Она устроена достаточно сложно, да и суммы, как и уровень жизни, там совсем другие. Есть минимум, который не облагается налогами, — 9 тыс. евро в год. Всё, что больше этой суммы, облагается налогом. Налоговый диапазон весьма широк и зависит не только от заработка, но и от семейного положения: ставка варьируется от 14 до 42 %. Есть и «потолок»: если годовой доход превышает 60 тыс. евро, то по максимальной ставке облагается только разница между суммой дохода и предельным значением в 60 тыс. евро. Самая низкая ставка — для тех, кто имеет доход не больше 30 тыс. евро: медсестер, воспитателей в детском саду, парикмахеров, социального работника. Больше всех — под ставку в 42 % — попадают те, кто не состоит в браке, у кого нет детей, с доходом от 60 тыс. евро, а также семейные пары с доходом выше 120 тыс. евро. По словам ведущего научного сотрудника Центра макроэкономических исследований Финансового университета Натальи Екимовой, рекомендуемая ЛДПР повышенная ставка на доходы сверх 10 млн рублей затронет 0,4 % населения России. «Доля дополнительного дохода в бюджет страны составит порядка 2,3 % от его расходной части, а снижение коэффициента фондов произойдет приблизительно на 7,5 %. Таким образом, принципиально решить проблему неравенства доходов система прогрессивного налогообложения не позволит», — полагает ученый. Руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина отмечает, что к вопросу о введении полноценной прогрессивной шкалы в России можно будет вернуться по мере развития российской экономики и укрепления среднего класса — к тому времени, когда появится реальная налоговая база, то есть те доходы, которые можно обложить налогами, и это компенсирует выпадающие доходы бюджета от отмены НДФЛ для бедных. Таким образом, очередное предложение прогрессивной шкалы от депутата ЛДПР — несбалансированный документ, который выглядит не более чем предвыборным популизмом. Но сможет ли он привлечь сторонников партии обещанием увеличить налоги в кризисное время? Вряд ли государство в столь непростое время возьмется за «переделку» подоходного налога. Такое решение, как выяснилось, если и будет приниматься, то в будущем. А потому тем, кто имеет низкий доход, лучше позаботиться, чтобы сделать его более ощутимым, не надеясь особо на решения сверху. Это в любом случае пригодится. Ведь цены на все и везде растут и свою гонку останавливать, похоже, не собираются. На нашем сайте читайте также:
|
|