Кто написал музыку к фильму «Карнавальная ночь»? |
Борис Углицких, lgz.ru |
13 Января 2023 г. |
Фильм «Карнавальная ночь» в своё время имел оглушительный успех. На режиссёра и артистов, занятых в ленте, обрушилась всенародная любовь. И как-то в стороне остался тот, кто наполнил и украсил яркий фильм музыкой. Это композитор Анатол Лиепиньш, в титрах он был обозначен как Анатолий Лепин. ...Кто из нас не наслаждался великолепно срежиссированной молодым Эльдаром Рязановым кинокартиной конца 50-х годов «Карнавальная ночь», которая до сего времени отзывается в сердце тихой восторженной радостью? Это был первый советский мюзикл, который по своей музыкальности и тонкому юмору, рассыпанному буквально по всему сценарию, до сих пор кажется непревзойдённым. Скромный участник сказочного действаЭтот фильм имел такой оглушительный успех, что все его создатели после первого же показа стали всенародно любимыми. Мы помним покадрово всех его героев, мы восхищаемся талантом всех, кто принимал в нём участие. Но почему мы никогда не вспоминаем имени того человека, который создал искромётный фон этого сказочного действа, который привнёс милую сердцу музыкальную ауру, который наполнил мелодичным содержанием этот новогодний сюжет? Даже имя его в титрах кинофильма было почему-то искажено: вместо Анатол Лиепиньш значилось – Анатолий Лепин. Любопытно, что композитор в то время жил в Риге и ноты музыки отправлял оттуда почтой. Вот что вспоминает по этому поводу поэт Вадим Коростелёв, написавший несколько текстов для песен фильма. «– Послушай, – без обиняков сказал мне Пырьев, – нам крайне необходима в фильме песенка о хорошем настроении, и ты должен срочно написать её текст. Что для этого нужно? – Главное вы уже подсказали, – отвечаю ему, – в ней обязательны слова о хорошем настроении. Остальное приложится... – Я тебе говорю о характере песни, а слова про хорошее настроение на музыку не ложатся, и петь такую галиматью никто и никогда не будет, – раздражённо бросил Пырьев. – Постараюсь сделать так, чтоб запели, и вы первый их запоёте... Иван Александрович не стал продолжать этот спор, а запер меня в своём кабинете, заявив, что пока текст песни не будет написан, меня из студии не выпустит. Через сутки или двое с рижским поездом от Лепина пришёл пакет с партитурой «Песенки о хорошем настроении». Пырьев прослушал её, остался доволен и приказал срочно записывать. Кстати, сам великий Луи Армстронг оценил нашего Лепина. Однажды он забрёл на радио «Свобода», где услышал «Песенку о хорошем настроении». Музыкант так восхитился, что тут же взял свою трубу и начал импровизировать на тему понравившейся незнакомой мелодии. А потом сказал, что тот, кто это написал, просто гений».
О «Карнавальной ночи» существует столько легенд, что для их пересказа нужна отдельная статья. А сколько вопросов к созданию фильма осталось без ответа? Ну, например, почему Пырьев не стал сам ставить фильм, а доверил его постановку неизвестному молодому режиссёру Э. Рязанову, который до этого проявил себя только как неплохой кинодокументалист? Почему вообще появилось решение ставить фильм по сценарию новогоднего бала, который всем казался сырым и заведомо провальным? Почему таким долгим был поиск актрисы на главную роль: ведь петь все задуманные песни совсем не обязательно было вживую? И, наконец, почему музыку к фильму, который был задуман как мюзикл, доверили написать ничем особенным до этого себя не проявившему молодому Анатолу Лиепиньшу?
Жизнь в музыкеИзвестно, что будущий автор музыки к «Карнавальной ночи» родился в сочельник 1907 года в Москве в семье настройщика музыкальных инструментов Якова Лиепиньша. Его отец вырос в семье простого бедного латышского крестьянина, который почему-то до фанатизма был одержим музыкой. Поэтому нотной грамоте и игре на фортепиано Анатол обучился с детства. Однако музыкально одарённый юноша после окончания школы в 1925 году поступает в московский Государственный техникум кинематографии (который потом превратился во ВГИК) на актёрский факультет. И только позже, осознав свои способности, он перешёл в музыкальный техникум им. Н. Рубинштейна – на факультет по классу рояля. Анатол не только успешно овладевал музыкальными знаниями, но и подрабатывал тапёром в кинотеатрах. Именно эта его творческая одержимость привела к беде: переусердствовав в своих упражнениях на пианино, он, как говорят музыканты, «переиграл правую руку», причём так, что никакое лечение не давало результатов. И что? Плюнуть на профессию и заняться другими делами? Лиепиньш решил не сдаваться в плен обстоятельствам: он поступает в Московскую консерваторию, которую оканчивает в 1938 году сразу с двумя дипломами: композитора и музыковеда. В годы войны Анатол Лиепиньш ездил на передовую с авторскими концертами. Его песню «Ленинград мой» на стихи Павла Шубина в блокадном городе исполнила Клавдия Шульженко. Произведения «Только на фронте» и «Два друга» (на стихи Василия Лебедева-Кумача) были в репертуаре многих фронтовых концертных бригад. Летом 1945 года по приглашению председателя Верховного Совета Латвийской ССР Аугуста Кирхенштейна Анатол Лиепиньш вернулся на родину в Латвию, где провёл пять лет. В Риге он написал балет «Лайма» и оперу «Рассвет», романсы на стихи Яниса Райниса, музыку к двум картинам Рижской киностудии по произведениям Вилиса Лациса: «Возвращение с победой» и «К новому берегу». В республике он был известен как автор музыки к гимну Латвийской ССР. Кстати, в Риге у Лиепиньша был дом, в Москве до 1956 года он жил в коммуналке в двухэтажном строении с облупившейся штукатуркой и скрипящими полами. Композитор был женат на балерине Милице (муж называл её ласково – Мими) Лиепине, в семье выросли двое детей: Ирина и Леонид. Анатол Лиепиньш умер в 1984 году, похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище. После смерти отца и матери наследники семьи Лиепиньшей продали (или потеряли?) дом в Риге и квартиру в Москве. Печальная и запутанная история... Где кино, там и музыкаОн за свою долгую творческую жизнь написал более 500 (?!) песен. И каких!
Помните из кинофильма «Солдат Иван Бровкин»: «Если б гармошка умела...», а из «Иван Бровкин на целине»: «Забрала подруга детства сердце у меня...» А песни из кинофильмов «Мы с вами где-то встречались», «Девушка без адреса», «Дайте жалобную книгу»? Мне лично иногда казалось, что многие песни Лиепиньша имеют какую-то неуловимую связь с песнями народными. За простотой мелодического рисунка угадывалась сложная и эмоционально наполненная гармония нежных человеческих чувств. И в самом деле, ещё во время учебы в консерватории Анатол Лиепиньш начал сочинять произведения с использованием мелодий разных народов СССР. Он считал, что «без народной основы современные музыкальные фильмы остаются лишь осколками, слепками, раскрашенными муляжами» («Советская культура», 24 декабря 1974 года). В 1930-е он использовал музыку Средней Азии, где прожил 2 года, в рижский период – латышские народные мелодии, отголоски украинских песен и танцев слышны в музыке к кинофильму «Огни на реке», действие которого происходит в украинском селе. Способность композитора переключаться показывает то, что «ярко-русская музыка к «Солдату Ивану Бровкину» и ярко-латышская музыка к фильму «К новому берегу» писались одновременно – в 1955 году!» – считает музыковед Александр Резник.
Он замечает: «Джаз, шансон, танго и фокстрот, «салонные» романсы в немалой степени благодаря «Карнавальной ночи» перестали считаться атрибутами «загнивающего Запада». Фильм дал толчок к стремительному обновлению советской эстрады... А в музыке к кинофильму «Дайте жалобную книгу» Лиепиньш впервые применяет электромузыкальные инструменты и использует твист, модный в то время танец». Верю, что об этом замечательном композиторе, Анатоле Лиепиньше, ещё появятся обстоятельные статьи и воспоминания, его творчеству будут посвящены телевизионные передачи. Он заслужил это. Ведь только перечисление основных его песенных творений впечатляет. На нашем сайте читайте также:
|
|