Койки попали под сокращение |
04 Июля 2014 г. |
В рамках масштабной перестройки системы здравоохранения в стране планируют сократить 130 тыс. больничных коек. Подобные меры практикуются едва ли не во всех регионах, и, что удивительно, безо всяких указаний "сверху". Почему наводить ревизию в здравоохранении субъекты взялись столь единодушно, существуют ли нормативы, по которым койки в стационарах признаются "неэффективными" и какие последствия весь этот процесс может иметь для пациентов?
Что касается Первопрестольной, здесь масштабная перестройка системы здравоохранения, в том числе реорганизация городских стационаров и реструктуризация их коечного фонда, ведется с 2012 года. В прошлом году под сокращение попали 3,5 тыс. больничных коек, в этом году та же участь постигнет порядка 15 тыс. коек. В итоге, к 2018 году, согласно планам департамента здравоохранения Москвы, из 80,993 тыс. коек в столице останется лишь 54, 250 тыс. "Необходимо отметить, что в первую очередь сокращаются не эффективно или недостаточно эффективно работающие койки. При этом часть коечного фонда, подлежавшего сокращению, перепрофилируется в те профили коек, в которых испытывает потребность городское здравоохранение, например, койки для медицинской реабилитации и паллиативного лечения", — отметили в ведомстве. При этом в департаменте подчеркнули, что никаких директив на сокращение никто не дает. Однако отметили необходимость сместить акцент в оказании медицинской помощи на поликлиническое звено, добившись соотношения стационарной помощи к амбулаторной в объеме 30% к 70%, как в Европе. Пока в столичном здравоохранении ситуация обратна. В департаменте заверили — сокращение коечного фонда ни в коей мере не ухудшит качество оказания медицинской помощи жителям города. "Стационарная койка будет работать эффективнее за счет сокращения сроков пребывания пациентов в стационаре, увеличения оборота койки, внедрения современных высокоэффективных методов диагностики и лечения, в том числе высокотехнологичных", — отметили в столичном ведомстве. При этом особое внимание москвичей чиновники обратили на то, что сроки ожидания плановой госпитализации не будут превышать нормативы, рекомендуемые Минздравом. Член комиссии Общественной палаты РФ по модернизации здравоохранения Николай Дайхес отметил, что никакой трагедии в сокращении коечного фонда в Москве не видит. По его мнению, столица, имея в распоряжении не только городские, но и федеральные, и ведомственные клиники, вполне может себе позволить уменьшение коечного фонда, причем, без особого ущерба для пациентов. Другое дело — регионы, которые не могут похвастаться обилием федеральных учреждений здравоохранения. Процесс сокращения коечного фонда и их не обошел стороной. Как заявил недавно замглавы Минздрава Айрат Фаррахов, в ближайшие полтора года в целом по стране планируется сократить около 130 тыс. коек. В результате, очевидно, за счет экономии средств, к 2017-2018 году удастся удвоить объемы оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи и поднять медикам зарплату, о чем говорил в своих майских указах президент. Член Общественной палаты политику ведомства поддержал: "количество коек и их оборот непропорциональны, поэтому позыв чиновников мне понятен. Койки в стационарах сегодня дорогие, а между тем, в медицине давно применяются новые методы лечения, позволяющие сократить время пребывания в больнице или вовсе этого избежать". Однако работать в части сокращения коечного фонда нужно скальпелем, а не топором, подчеркнул собеседник агентства. В частности, опираясь в деле сокращения больничных коек на европейские показатели, не стоит забывать о том, что в России совершенно иная структура лекарственного обеспечения, отметил в свою очередь член комитета Госдумы по охране здоровья Олег Куликов. "Если в Европе все выписанные врачом препараты пациенты получают бесплатно либо при софинансировании государства, то в России такая возможность у них есть только в стационарах. А между тем, 95% врачебных назначений — именно лекарственные препараты", — обратил внимание собеседник агентства. Он убежден, что перенося акцент в оказании медицинской помощи в сторону амбулаторного звена, как это сделано в Европе, и не меняя при этом структуру лекарственного обеспечения, существует риск уменьшить шансы граждан на выздоровление. В большей степени это касается, конечно, пожилых людей, малообеспеченные семьи. "Среди больных много пенсионеров, для которых важно попасть в больницу и получить там бесплатное лекарственное обеспечение, при том что значительная часть из них — одинокие люди, которым ежедневно добираться до дневных стационаров (где также можно получить лекарства бесплатно — "Росбалт") просто не под силу", — подчеркнул парламентарий. Не добавляют оптимизма и очереди на прием в первичном звене, на которое планируют переориентировать потоки пациентов. "За время ожидания это время болезнь может осложниться, и больному опять же потребуется госпитализация", — отметил собеседник агентства. "Я считаю, что мы выбрали не тот путь. В отношении стационаров сегодня происходит то же самое, что 15-20 лет назад происходило с детскими садами. Сначала мы их сокращали, а теперь, когда демография пошла на подъем, вынуждены в авральном режиме строить новые, возвращать старые здания. Не стоит забывать, что в стране идет процесс старения населения, и с каждым годом больничных коек будет требоваться все больше", — подметил Куликов. Сегодня же, "сокращая места в стационарах, регионы пытаются выполнить приоритетные указы главы государства, не в силах выполнить обязательства перед населением". Ни для кого не секрет, что система здравоохранения сегодня серьезно недофинансирована. Так, по словам депутата, вместо 6-7% ВВП, рекомендованных ВОЗ, в прошлом году на здоровье населения Россия потратила лишь 3,5%, из которых суммарные государственные и региональные затраты составляют менее 3%. Остальная часть — софинансирование гражданами. Так, ежегодно россияне закупают лекарственных препаратов на сумму в 700 млрд рублей, заметил собеседник агентства. По его словам, при таком раскладе не лишним будет отметить и то, что по закону, ответственность за оказание медицинской помощи передана на уровень субъектов РФ. Минздрав руководит лишь федеральными учреждениями здравоохранения и сферой медицинского образование, и расходы ведомства составляют порядка 20% всех расходов консолидированного бюджета системы здравоохранения. "Содержание медицинских учреждений, за исключением федеральных и ведомственных, сегодня полностью осуществляется за счет региональных бюджетов. Наряду с этим, теперь за счет тех же ограниченных средств субъектам приходится выполнять майские указы президента, в том числе, в части повышения заработной платы врачей, которая к 2016 году должна составить 200% от средней заработной платы в регионе. А между тем, бюджеты львиной доли регионов в стране — дефицитные, у них просто нет этих денег", — подчеркнул парламентарий. Вот и приходится чиновникам на местах выкручиваться, сокращая "неэффективные" койки. При этом, по словам Куликова, Минздрав в этом процессе, увы, не участвует: никаких нормативных актов о том, где можно сокращать койки, по каким критериям, от ведомства не поступало. В результате, в каждом регионе к этому процессу подходят по-разному: где-то более разумно, без ущерба для пациентов, где-то — менее. Разъяснения Минздрав сделал только в отношении сокращения родильных домов, и то, после того, как разразился скандал, связанный с их закрытием в отдаленных населенных пунктах. "На мой взгляд, ведомство обязано привести этот процесс в нормативное русло", — уверен собеседник агентства. Однако до сих пор федеральные чиновники не только не вмешались, но и всячески подчеркивают свою отстраненность от того, что происходит с сокращением больничных коек в регионах.
Тэги: |
|