НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...

Кого обидели пересмешники

21 Сентября 2015 г.

bejency

Айлан Курди, трехлетний сирийский мальчик, тело которого было выброшено на бодрумский пляж 3 сентября 2015 года, утонул не зря. Вот он лежит на песчаном морском берегу в задравшейся красной футболке и синих шортах, лицом в курортной волне на первых полосах почти всех мировых газет — и люди узнают в нем своего ребенка и содрогаются. Он точно такой же, как и их Пьеры, Чарльзы и Густавы.

Общественное мнение развернулось и хрустнуло. Пятьдесят шесть процентов европейцев, которые раньше выступали против беженцев, превратились в тридцать два. Многие из былых яростных противников начали подписывать петиции в их защиту.

Репортажные фото иногда правят миром, в них страшная сила.

Вспомним. Донбасская мадонна лета 2014 года: мертвая женщина с младенцем на руках; знаменитая фотография 1972 года: голая вьетнамская девочка, обожженная напалмом; 1993 год — невыносимое фото, принесшее автору Кевину Картеру Пулитцеровскую премию: темный комочек с большой головой, еще живой скелет ребенка, лежащий лицом вниз, — и в метре от него ожидающий черный гриф.

Увидев это, люди меняют взгляды. И история начинает двигаться — приходят, на новых лозунгах, новые политики, падают режимы, обрушиваются акции голубых фишек. Сейчас, кажется, потрясены все — и понимают, что «что-то пошло не так».

Трагедия беженцев в Европе собралась в одно имя и один образ — это Айлан Курди. Он символ беды. Не его брат Галип, и не его мать Рехан, утонувшие вместе с ним, а именно он. Сакральная жертва. Икона. Резюме сюжета.

И вот знаменитый сатирический журнал «Шарли Эбдо» (Charlie Hebdo), поплатившийся в январе 2015 года за свои карикатуры жизнями двенадцати сотрудников редакции, публикует карикатуру на тему дня. Мертвый Айлан на берегу, рядом реклама «Макдоналдса»: «Два детских обеда по цене одного» — и заголовок «Очень близки к цели».

Взрыв.

«Шарли» обсмеяли утонувшего мальчика. Именно такие были заголовки газет. Редкие издания высказались корректнее «"Шарли" использовали образ утонувшего мальчика». Это же писали и соцсети. «Мы больше не Шарли, — ярились европейцы, — а вы подонки».

Если рассмотреть карикатуры, то и слепой увидит: «Шарли Эбдо» изобразил знаковую жертву — мертвого мальчика — не с целью кощунственного издевательства, а чтобы дать по зубам европейцам и американцам. Это именно они «так близки к цели». «Шарли» ткнул их носом прямо в детский труп: «это дело рук ваших, с вашими обедами и выхолощенным маркетингом». В соцсетях кое-кто догадался о той роли, которую сыграло фото: «Айлан Курди и все другие, умершие у подножия европейской мечты! Вы погибли — и занавес упал», написал в Twitter анонимный пользователь. Именно эту мысль и подхватил скандальный еженедельник.

Но волна против «Шарли», с особым цинизмом ударившего не в традиционные ценности, а по гладкому европейскому лицу, превысила все ожидания. Угрозы судебными исками и прямой расправой, исходящие от европейской общественности, после 12 январских трупов — не страшная новость, но такого дикого искажения посыла карикатуры редакция не выдержала. Эммануэль Шоню, автор рисунка, назвав реакцию общества «массовой диареей», подчеркнул: «Я не рисовал карикатуру на ребенка, я поклонился ему. Есть и другие рисунки с этим сюжетом, они подчеркивают разницу между европейскими детьми, отправившимися в школу, и детьми беженцев».

Оправдания, впрочем, мало кого успокоили. Про Иисуса и Мухаммеда — можно, это называется «свобода мысли и совести», но нет преступления страшнее, чем поцарапать самооценку европейского обывателя, наступить на его душевный комфорт. Это — подлинная святыня.

Да, «Шарли» ударил наотмашь. Фотография двинула общественное мнение, а «Шарли» указал на виноватых. Со всей той дикостью, которая присуща этому еженедельнику и революционному плакату в целом. Да, именно так говорят левые, желающие все «разрушить до основанья, а затем», «раздавить гадину!». Вспомним знаменитый плакат Французский революции, высмеивающий казнь короля Людовика XVI: рука за волосы держит отрубленную голову, а внизу надпись «Умоемся же его грязной кровью! », или советские послереволюционные антиклерикальные плакаты с посаженными на штыки жирными попами, богом и растерзанными буржуями, пускающими кровавые пузыри. Кощунственный плакат — это язык революции, надвигающейся либо свершившейся. Или, по крайней мере, больших социальных катаклизмов.

Шоню нарисовал карикатуру не на утонувшего сирийского мальчика, а на судьбу всей европейской культуры. Это она рискует поменяться местами с Айланом Курди и уткнуться носом в прибой собственных ценностей. На радость одним, на горе другим.

Источник: lenta.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!