ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Карен Шахназаров как участник политических шоу

Сергей Казначеев, lgz.ru   
18 Декабря 2022 г.
Изменить размер шрифта

Представлять Карена Шахназарова нет никакой необходимости. Его фильмы, особенно «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Город Зеро», «Цареубийца» и другие, давно полюбились нашему кинозрителю и нередко попадают в сетку вещания ТВ. Он не только режиссёр, но и писатель, сценарист, влиятельный кинопродюсер. Но на сей раз хотелось бы поговорить о другой ипостаси этой многогранной личности – о присутствии его на телеэкране в качестве эксперта.

Карен Шахназаров как участник политических шоу

Если говорить о непосредственном участии К. Шахназарова в телевизионных структурах и проектах, то можно сказать, что этот послужной список сравнительно невелик. В 1994–1995 годах телеканал «РТР» пригласил его в качестве ведущего цикла телепередач «XX век в кадре и за кадром». С октября 2018 года он является членом Совета по общественному телевидению. В последние годы режиссёр часто становится участником общественно-политических толк-шоу (продолжаю настаивать на введении этого неологизма, просто необходимого в свете приближающегося к вступлению в силу Закона о защите русского языка, а ещё лучше – «толкование» или «толковище») «Вечер с Владимиром Соловьёвым» на телеканале «Россия-1».

Тем не менее это медийное лицо хорошо знакомо большинству телезрителей, которые знают его как вдумчивого, проницательного и честного аналитика, последовательно выступающего на стороне государственно-патриотических сил России. Он легко узнаваем, хотя в отличие от других режиссёров не пользуется своими профессиональными и функционерскими возможностями (Шахназаров ныне занимает пост генерального директора, председателя правления киноконцерна «Мосфильм») для того, чтобы засветиться на экране. Для Эльдара Рязанова это стало непререкаемой традицией и даже фетишем: практически в каждой своей картине тот играл хотя бы маленькую, но заметную роль.

Причины этой скромности, вероятно, следует искать в социальном происхождении. В этом смысле здесь можно усмотреть сходство с позицией и обстоятельствами жизни Элема Климова. Отцы того и другого были высокопоставленными партийными чиновниками, что, очевидно, и облегчало продвижение к дебюту в кинематографе, и усложняло дальнейший путь, так как вызывало подозрения и наветы. Один «выстрелил» в хрущёвский период («Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»), другой – в годы, предшествовавшие перестройке («Мы из джаза»). Кажется, оба они немного тяготились своим привилегированным положением и старались вести себя соответственно строке из тогдашних официозных характеристик: «В быту скромен». Тут невольно вспоминается знаковое кулуарное заявление вождя: «Нахалов мы нэ любим».

Но есть и отличие. Если Климов решительно и бесповоротно порвал со своим семейным прошлым (значит, фактически стал антисоветчиком), то Шахназаров пошёл по иному пути: он не пожелал отрекаться от наследия отцов и не намерен отказываться от советского идеологического опыта. В 1985 году он вступил в партию и своего членского билета, насколько мне известно, не сжигал. По крайней мере, публично.

Да, он хорошо видел, куда катится страна. Вот что было сказано им касательно фигуры Горбачёва: «Михаил Сергеевич совершил массу ошибок. Конечно, можно согласиться, наверное, он не соответствовал статусу руководителя такой страны. Но, друзья, дело-то всё в том, что эта система других не выдвигала тогда. Эта система по-другому не работала уже – в этом всё дело. А я помню, как в парткомы никто не шёл работать, у нас на «Мосфильме» работали третьеразрядные все кинорежиссёры, потому что никто не хотел уже...» Чувствуя раздрай в великой державе, Шахназаров не пожелал остаться в стороне от этих взрывоопасных процессов, а выдвинулся вперёд – на очищение авгиевых конюшен.

Вероятно, уже тогда он понимал и то, что оголтелый антисоветизм со временем неизбежно приводит к русофобии. Это отчётливо проявляется не только в его фильмах, но и в выступлениях во время телевизионных дискуссий.

Вероятно, в главном герое «Курьера» Иване (актёр Фёдор Дунаевский) отчасти проявились автобиографические черты. В годы радикального слома системы многие испытывали чувство идеологического кризиса и томления духа. Перемен страстно желали не только Виктор Цой и группа «Кино». Ещё сильнее ощущение социального и нравственного тупика манифестировано в ленте Шахназарова «Город Зеро». Но уже там растерянному Варакину (Леонид Филатов) принципиально противопоставлен прокурор (Владимир Меньшов) с его идеями российской государственности. Да, создатели фильма выставили того в несколько комическом обличии, но постулаты, озвученные им, и сегодня не утратили своей актуальности и были усвоены многими. Несомненно, уже тогда выстраивался прочный фундамент нынешнего мировоззрения Карена Шахназарова.

Манера выражать свою точку зрения у Шахназарова отличается собранностью, психологической сдержанностью, взвешенностью позиции. Кому, как не постановщику масштабных художественных фильмов и руководителю крупнейшей студии, не знать, что в работе с большой аудиторией ни к чему горячиться и проявлять скоропалительность выводов. Разумеется, иногда гражданский и наследственный карабахский темперамент вырывается на поверхность. Но это случается, если он слышит информацию или реплики собеседников, выходящие за пределы его представлений о справедливости и разумном порядке вещей. Но и в таких ситуациях полемист корректен и не допускает излишне эмоциональных высказываний.

Иногда в речи Шахназарова мелькает фраза-паразит «это самое», но что это означает? Ведь в недостатке лексикона или скудоумии его никак не заподозришь. Дело в том, что слово, сказанное в прямом эфире, требует от говорящего особой ответственности, и тому необходима хотя бы секундная задержка для того, чтобы мысль была сформулирована максимально полно и точно.

То же самое можно отнести к упрёкам, обращённым к режиссёру, когда он сетует на запоздалую реакцию нашей культуры на болевые точки современности: дескать, а где же злободневные картины «Мосфильма»?

Но даже человеку, далёкому от кинематографии, должно быть понятно, в какой ситуации Шахназарову пришлось встать у руля мегастудии. В павильонах царила мерзость запустения. В бухгалтерских документах – сплошное зеро, если не минусы. Каждодневно ему приходится решать массу хозяйственных, экономических, финансовых, юридических вопросов, без чего невозможно двигаться вперёд. Но есть уверенность, что творческие достижения не за горами. Осмысление тяжёлых испытаний и уроков требует времени, и если в распоряжении «Мосфильма» появятся яркие проекты, они получат реализацию. А значит, будут новые и «Баллада о солдате», и «Они сражались за Родину», и «В бой идут одни старики». Иначе и быть не может. Хотя «Два бойца» вышли на экран уже в 1943-м...

На нашем сайте читайте также:

По инф. lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!