НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Как нашим школьникам лучше учиться?

01 Июля 2014 г.

student-2

Министр Дмитрий Ливанов принял участие в неофициальной встрече министров образования стран - членов Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), сообщает "Российская Газета". Там, в частности, шла речь об участии наших педагогов в исследовании, посвященном подготовке и работе учителей в разных странах мира (TALIS) . Это первое международное исследование о том, в каких условиях работают учителя, какая учебная среда создана в школах? Именно ОЭСР проводит и другое очень популярное международное исследование PISA, которое отвечает на вопрос: достаточно ли у старшеклассников знаний и умений для жизни в современном обществе. И тут мы, увы, пока не на высоте.

 

Чем японский учитель отличается от российского? Что надо поменять в учебниках математики? Где самые грамотные ученики? Об этом "РГ" рассказала заведующая отделом оценки качества образования Института методов содержания и обучения РАО Галина Ковалева.

12 polosa-600

Россия участвует в трех больших исследованиях, связанных с качеством школьного образования - PIRLS, TIMSS и PISA. Где у нас самые лучшие результаты?

Галина Ковалева: В начальной школе, которую оценивают PIRLS и TIMSS, мы выглядим замечательно. По читательской грамотности наша начальная школа вообще лидирует: на втором месте из 49 стран. По естествознанию и математике мы в десятке лучших.

В TIMSS 8-го класса мы тоже в десятке лучших стран из 42 стран. Там оценивается, как учащиеся знают математику и естествознание. Рядом с нами Словения, Гонконг, Англия, США. А вот исследование PISA, которое проходит среди 9-10-х классов, не радует. Проблемы начинаются, когда знания надо применить в ситуациях, близких к реальной жизни.

Выучили таблицу умножения, а сколько обоев надо для ремонта, наши ребята сосчитать не могут?

Галина Ковалева: Не стоит так резко говорить: "не могут", но трудности есть. Приведу реальную задачу из теста PISA про перевозку грузов по морю. Ученые решили во время сильного ветра использовать на кораблях-перевозчиках паруса. Через сколько лет экономия топлива покроет стоимость установки паруса? Ученику дается грузоподъемность, длина, скорость. Он должен найти нужные сведения и решить задачу. В России условие выглядело бы так: за год двигатель на корабле потребляет столько-то литров топлива. Один литр стоит столько-то, парус - столько-то. Парус экономит 20 процентов топлива. Почувствовали разницу? Среди наших учеников эту задачку решают только 16 процентов, в странах-лидерах - 47 процентов. Очевидно, надо менять программы, учебники, вести иначе уроки.

В странах-лидерах уроки проходят не так, как у нас?

Галина Ковалева: Да. У нас ученики часто получают готовые знания, решают в классе задачу и на дом им дают похожую. А в Японии учитель попросит дома решить ее другим способом и назавтра в классе разберет с учениками все варианты. Кстати, российские психологи, которые стояли у истоков развивающего обучения, брали за основу так называемый деятельностный подход. Он есть, к примеру, в учебниках программы Эльконина-Давыдова.

Так ведь РАО безжалостно выкинула их из перечня рекомендованных учебников. Как и учебники другой развивающей программы Занкова.

Галина Ковалева: Одна из причин неудач - у нас нет полного представления о том, что происходит сейчас в школе. Нужен собственный мониторинг школьного образования. Пока что мы по своей инициативе и при поддержке регионов разработали тесты и методики для мониторинга начальной школы. В 15 регионах уже обследовали детей с первого по четвертый класс. Выяснилось, к примеру, что к третьему классу идет резкое падение результатов по математике потому, что резко меняется программа по этому предмету.

Ну так надо ее упростить!

Галина Ковалева: Может быть. Так и делают в некоторых странах. В физике, допустим, есть понятие "плотность", которое сложно усвоить в 7-8 классе. И там дают этот материал позднее. Еще выяснилось, что большинство российских родителей слишком требовательны к детям. Они ждут похвалы, а самые а их подчас больше ругают, чем поддерживают. Между тем один из факторов эффективного обучения - поддерживающая среда. У нас слишком насыщенный учебный процесс, самые длинные каникулы и большой объем материала мы даем в сжатые сроки. Плюс к этому мы слишком поздно начинаем учить детей.

Может, в первый класс надо набирать детишек в 5 и 6 лет?

Галина Ковалева: Конечно! Англия сейчас начинает работу с детьми в два с половиной года. И даже, если родители не отдают детей в ясли или сад, хотя бы два раза в неделю с ними занимаются педагоги, психологи, физиологи. Государство выделяет автобусы, помещения, деньги на оплату работы учителей. Мы еще даже не пришли к мысли, что такую работу надо начинать и нам.

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Тэги: