ЕГЭ: отказ от тестов - что бы это значило? |
10 Апреля 2014 г. |
Министерство образования собирается снова изменить правила проведения Единого государственного экзамена. На этот раз речь идет об исключении самой простой «тестовой» части и введении устных испытаний. Министр образования Дмитрий Ливанов пообещал подготовить все изменения к лету 2014 года, что уже в сентябре выпускники могли готовится к экзаменам зная, что им предстоит. Главная цель очередных новаций, заявил министр газете «Известия», — «максимальное выявление знаний школьников и уровня усвоения ими образовательной программы». Министр рассказал, что его ведомство планирует постепенно из заданий исключить часть А, в которой абитуриентам предлагается выбрать один из четырех вариантов ответа. Часть А — самая простая и многие могут отвечать на вопросы даже не зная правильного ответа, просто отметая очевидно ошибочные и угадывая среди оставшихся. Часть А не будет исключена сразу, отказ от нее будет «поэтапным». Второе изменение, которое может ждать школьников уже в следующем году — введение устной части. Вначале отвечать придется сдавая экзамены по иностранным языкам, а затем уже добавятся все гуманитарные предметы — литература, история и т. д. Наконец, Министерство образования планирует все больше использовать компьютеры при сдаче ЕГЭ. Вначале школьники будут сдавать на компьютерах экзамены по информатике, но не исключено, что вскоре эта практика распространится и на другие предметы. ЕГЭ, напомним, состоит из трех частей, которые, соответственно, называются A, B и C. В блоке A необходимо выбрать один ответ из четырех предложенных. В блоке B необходимо дать краткий ответ, который состоит из одного слова либо нескольких букв или чисел. В этот блок попадают вопросы типа «Назовите фамилию автора "Евгения Онегина"?» (Правильный ответ — Пушкин), или «Кто был императором России? А. Петр I; Б. Александр II; В Николай II; Г. Сталин» (Правильный ответ — А, Б, В). Ответы на задания блоков A и B заносятся в бланк и проверяются исключительно компьютером. Некоторые предметы имеют свои особенности. Например, на экзамене по иностранному языку проходит аудирование — абитуриенты слушают запись текста и отвечают на соответствующие вопросы. С 2010 года КИМы (контрольно-измерительные материалы, то есть собственно тесты) по литературе и математике не содержат заданий с выбором ответа. Блок C состоит из одного или нескольких заданий, в которых выпускники должны написать развернутый ответ — например решить задачу по математике или написать небольшое сочинение на предложенную тему. Задания части C проверяются не компьютерами, а специальными экспертами региональной экзаменационной комиссии. У них, соответственно, есть специальные критерии для качественной оценки работы выпускника. К качеству заданий и процедуре проведения ЕГЭ у российской общественности постоянно возникают вопросы. В 2013 году, например, варианты заданий и даже ответы на них заранее появились в интернете, что не просто позволило списать огромному количеству абитуриентов, но и стимулировало их к этому: даже очень умный, но слишком честный ученик проигрывал своему нечестному коллеге. Если с проблемой «утечек» материалов Министерство образования готово бороться чуть ли не с оружием в руках, заказав охрану бумаг фельдъегерям, то наладить работу бюрократии в самом ведомстве намного сложнее. В последний раз скандал разразился в феврале, когда десятки вузов за несколько месяцев до начала проведения ЕГЭ, заявили о том, что изменят список вступительных экзаменов. Это произошло из-за приказа, который изменил процедуру отбора абитуриентов и был опубликован Министерством образования и науки 9 января 2014 года. Документ был принят для того, чтобы руководство вузов могло самостоятельно выбирать экзамены для поступления абитуриентов на различные направления. Ранее этим занималось непосредственно Минобрнауки, для каждого вуза устанавливался обязательный экзамен по русскому языку, плюс профильный, исходя из направления факультета. Руководство вуза могло выбрать еще один экзамен из предоставленного чиновниками списка (например, добавить математику или иностранный язык). По новым правилам, вуз может выбирать из пяти-шести предметов, но в некоторых случаях в новый список не попали те дисциплины, которые вуз принимал для поступления в предыдущем году. Министр Дмитрий Ливанов достаточно оперативно написал официальное письмо, которое рекомендовало ректорам сохранить прошлогодние экзамены, однако это не помещало абитуриентам пережить несколько неприятных недель из-за того, что в вузах и факультетах, куда они собирались идти учиться, внезапно поменялся набор вступительных экзаменов. Теперь Министерство образования решило заняться непосредственно заданиями. Одна из основных претензий к ЕГЭ со стороны профессионального сообщества состояла в том, что учеников «натаскивают» на сдачу тестов, что, якобы, «отучает» детей думать. Вероятно, на исправление именно этого недостатка направлена отмена части A, самой простой и «тупой» части единого госэкзмамена. Это не избавит от претензий часть C, где нужно писать небольшое сочинение, которое оценивается по строго заданным критериям, которые зачастую плохо соотносятся непосредственно со знаниями ученика. Учитывая что теперь вузы при поступлении могут смотреть не только на результаты ЕГЭ абитуриента, но и на оценки в аттестате, на внеурочную деятельность и многое другое, изменение самой концепции ЕГЭ становится очевидно. Минобразлвания уже приучило школьников к тестам, теперь будут постепенно вводиться и другие задания.
Тэги: |
|