Дорога в небо летчика-испытателя Игоря Вотинцева |
Валерий Агеев, argumenti.ru |
17 Марта 2023 г. |
6 марта исполнилось 70 лет со дня рождения Героя Российской Федерации, заслуженного лётчика-испытателя РФ Игоря Викторовича Вотинцева. Уроженец подмосковного города Жуковского, выпускник Школы лётчиков-испытателей, он 30 лет испытывал самолёты ОКБ имени П. О. Сухого. В его биографии — первые сверхдальние перелёты на Су-27УБ, первые посадки на палубу на Су-25УТГ, испытания истребителей Су-34 и Су-47, множество других сложных работ.
Этому событию была посвящена очередная встреча Клуба любителей авиации «Взлётная полоса», состоявшаяся в городском Дворце культуры. Ее вел историк авиации Андрей Симонов. Путь в небо.Игорь Викторович Вотинцев родился 6 марта 1953 г. На вопрос, почему он стал летчиком, отвечает улыбкой: — У тех мальчишек, кто родился в Жуковском, одна дорога — в небо. И и это правда. Именно в этом городе находится Летно-исследовательский институт (ЛИИ)., который был создан в марте 1941 года. Первым начальником института стал Герой Советского Союза, летчик-испытатель М. М. Громов. За годы войны специалисты ЛИИ выполнили испытания более 500 боевых самолетов и десантных планеров, обеспечили методическое руководство испытаниями в КБ и на серийных заводах. В 1945 году за образцовое выполнение заданий правительства по испытаниям боевых самолетов в годы Великой Отечественной войны ЛИИ был награжден орденом Красного Знамени. В послевоенные годы институт активно работал в области создания отечественной реактивной авиации, освоения околозвуковых, сверхзвуковых и гиперзвуковых скоростей. Выбору летной профессии посодействовало и то, что родители Игоря были связаны с авиационными предприятиями города. Отец, Виктор Петрович был заместителем начальника летной базы ЖЛИиДБ ОКБ А. Н. Туполевпа, а мама, Полина Федоровна работала в ЛИИ техником. Рассказывая о своем пути в авиацию, Вотинцев шутливо вспоминает и такое семейное предание: когда его маленького мальчика привели в детский сад, воспитательница сказала ему: — Если будешь себя плохо вести и бояться уколов, никогда не станешь летчиком. И он решил, что быть летчиком — это самое замечательное в жизни. — Кроме того у родителей было много друзей летчиков, и их пример воодушевлял. Так что о работе летчика-испытателя я знал «из первых уст», вспоминал Игорь Викторович. Поэтому не удивительно, что он связал свою жизнь с небом. В 1974 году он закончил Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков, одно из трех училищ в Советском Союзе, где готовили пилотов фронтовой истребительной авиации. Перед поступлением в училище Игорю пришлось даже сделать ЛОР-операцию. — Я опасался, что в летное училище не возьмут из-за проблем со здоровьем, вспоминал летчик, и поэтому параллельно готовился к поступлению в МАИ. Но медкомиссию прошел успешно и поступил в училище, которое закончил в 1974 г. По окончании был назначен в летную часть в городок Борисполь под Киевом. Там и встретил красивую, тоненькую, высокую девушку, по нынешним понятиям — настоящую топ-модель. Ее звали Дина, она была дочерью командира эскадрильи. — Влюбился в нее сразу, в первый же день, — вспоминал Игорь Викторович, — а предложение сделал на двадцатый. Затем он служил в строевых частях ВВС. Его служба складывалась успешно, он довольно быстро получил квалификацию летчика третьего класса. Но Игорю хотелось большего, тем более он знал о том, что что в ЛИИ есть Школа летчиков –испытателей, одна из двух школ, осуществляющих в России (ранее в СССР) подготовку лётчиков-испытателей, штурманов-испытателей и ведущих инженеров по лётным испытаниям авиационной техники (другая — военная школа в составе 929 ГЛИЦ в Ахтубинске). Школа летчиков испытателей.ШЛИ была образована по инициативе М. М. Громова в 1947 году. Первым начальником школы стал М. В. Котельников, военный лётчик-испытатель, генерал-майор авиации. Слушатели школы проходили теоретическую и практическую лётную подготовку в области безопасного и эффективного проведения лётных испытаний и исследований воздушных судов и их бортового оборудования. Первоначально, в школе было три отделения для подготовки лётчиков-испытателей самолётов, вертолётов, а также — штурманов-испытателей и ведущих инженеров по лётным испытаниям для работы в ОКБ авиационной промышленности, в научно-исследовательских институтах (ЛИИ и др.) и на серийных авиационных заводах. Позднее, по завершении первоначальных программ выпуска лётчиков-испытателей, такое разделение стало менее формализованным. Также были специальные наборы с целью подготовки лётчиков-испытателей для организаций гражданской авиации[2]. Имя А. В. Федотова присвоено ШЛИ 17 сентября 1984 года в память об этом заслуженном лётчике-испытателе, погибшем при катастрофе в испытательном полёте в этом же году. 20 октября 2022 г. этого года этому уникальному учебному заведению исполнилось 75 лет. За эти годы из стен ШЛИ было выпущено 811 летчиков, прошедших полный курс обучения в ней. Среди выпускников ШЛИ Герои Советского Союза и Российской Федерации, заслуженные лётчики-испытатели и штурманы-испытатели СССР и РФ, лётчики-космонавты СССР. Более 11 тысяч авиационных специалистов различного профиля прошли обучение на курсах повышения квалификации. Именно выпускники ШЛИ первыми подняли в небо и дали путёвку в жизнь таким высококлассным образцам вооружения, как самолёты Ан-22, Ан-124, Ил-80, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31, Су-15, Су-24, Су-25, Су-27, Су-30, Су-33, Су-34, Ту-22М3, Ту-160, Як-38 и Як-130, вертолёты Ка-27, Ка-29, Ка-50, Ми-14, Ми-26 и Ми-28, многие из которых состоят на вооружении ВКС России и Морской авиации ВМФ до сих пор! — Я уже в училище знал, что буду поступать в ШЛИ, вспоминал Вотинцев... Подал рапорт о зачислении в ШЛИ, однако не поступил — не знал, что в школу брали только летчиков не ниже второго класса, с большим налетом. Пришлось еще послужить в воинских частях, после чего в ШЛИ все-таки поступил в 1978 году. За время обучения освоил 12 типов самолетов и их модификаций, в том числе Ту-124, Ту-104, МиГ-23, МиГ-25, Су-17. ОКБ Сухого— В июле 1980 года меня приняли летчиком-испытателем на Московский машиностроительный завод имени П. О. Сухого (ныне «ОКБ Сухого»), вспоминал Вотинцев. Первым самолетом, в испытаниях которого пришлось участвовать, стал Су-17М2. В дальнейшем принимал участие в испытаниях Су-24, Су-24М, Су-25, Т-10 (прототип Су-27), и других истребителей. Вотинцев активно участвовал в полетах по проекту «морской тематики». В 1983 году на комплексе «Нитка» (г. Саки) участвовал в подготовке к посадкам на авианесущий корабль самолетов Су-25, стал ведущим летчиком Су-25УТГ. В 1989 году на авианосец первую посадку на Су-27 сделал Виктор Пугачев. В этот же день на палубу сел МиГ-29, его пилотировал Тохтар Аубакиров. А третий самолет Су-25 посадил Вотинцев, в задней кабине был летчик-испытатель Александр Крутов. Испытания продолжаются.В отдельную строку биографии Игоря Вотинцева можно выделить беспосадочны полеты. Один из них был выполнен в 1987 г. по маршруту Раменское — Комсомольск-на-Амуре и обратно. — Вместе с Николаем Садовниковым на Су-27УБ, вспоминал летчик, мы с четырьмя дозаправками в воздухе преодолели расстояние 13 700 километров и пробыли в воздухе 15 часов 42 минуты. На тот момент в истребителях столько никто не летал. Хотя задачи поставить рекорд не было. Насколько я знаю, до сих пор в России он не бы побит. А вот другой летчик-испытатель Анатолий Квочур в одиночку летал на боевой машине на большие расстояния: более 11 часов в кабине и поверьте, выдержать это было очень тяжело. Не раз летчик попадал в непростые ситуации.— Да, было все, но мне везло, я ни разу не катапультировался. Однако сложные полеты были. Так, когда в 1995 году мы с летчиком-исытателем Игорем Соловьевым на Су-32 возвращались с авиасалона в Ле-Бурже, произошел частичный отказ управления, самолет стало раскачивать. Запросили аварийную посадку в Праге. Для нас расчистили полосу, подогнали спасательную технику. При посадке шасси аварийно вышли, однако колеса оказались заблокированными. Покрышки слетели, диски от трения стерлись, загорелись остатки шин. Из кабины не выбраться — пламя! Хорошо, что огонь быстро потушили. Очень часто в испытательных полетах помогала интуиция.— Интуиция — это знания и опыт. Просто появляется уверенность, что в этой ситуации нужно сделать именно так, а не иначе. Откуда приходит это понимание — не знаю, но в итоге все делаешь правильно, утверждает Вотинцев. С-37 (Су-47 «Беркут»).25 сентября 1997 г назад состоялся первый полёт экспериментального истребителя, разработанного в ОКБ Сухого, Су-47 «Беркут». Его пилотировал лётчик-испытатель Игорь Вотинцев. — На первый подъем Су-47 «Беркута», вспоминал летчик, меня выбрал сам генеральный конструктор ОКБ Михаил Симонов. В первый вылет он лично присутствовал на летном поле, весь полет простоял у взлетно-посадочной полосы. Когда я уже зарулил, Михаил Петрович вместе с поздравлениями вручил маленький цветочек, незабудку, и сказал: «А это передашь Дине», — моей супруге. Естественно, близкие люди очень волнуются, и Михаил Петрович это знал, думал об этом, ожидая моей посадки. У меня о нем осталась память как о человеке не только мудром, требовательном, прекрасном конструкторе, но и как о человеке, с которым приятно общаться, как о романтике. Симонов всегда оставался душой молод, с ним можно было пошутить на любые темы. А его самолеты — это и его любовь, и душа, они в какой-то мере необычные, они говорят об уникальности конструкторской мысли, многие не похожи на другие, — рассказывал Вотинцев. — «Беркут» — это уникальная машина, вспоминал летчик. Преимущество аэродинамической схемы самолета с обратной стреловидностью крыла было давно известно, но до появления композитных материалов не было возможности реализовать проект. Главным недостатком схемы крыла с обратной стреловидностью является эффект упругой дивергенции (скручивание с последующим разрушением). На «Беркуте» этого удалось избежать. «Беркут» — большой, полноразмерный истребитель формата Су-27, в полтора раза больше американского аналога и в несколько раз тяжелее. В процессе летных испытаний предполагалось проверить многие идеи. Не только аэродинамическую эффективность, но и такие характеристики, как малозаметность, способность летать на «сверхзвуке» без форсажей. Эта машина должна была прийти на смену Су-27 и приблизить конструкторов к созданию самолета пятого поколения. Тем не менее, ряд наработок, использованных на Су-47, были использованы в российском стелс — истребителе Су-57, по праву считающимся наследником «Беркута». Это новые материалы, цифровые системы, программное обеспечение, внутренние отсеки для размещения оружия, элементы сверхманевренности. Су-47 занял свое почетное место в ЛИИ им. Громова, где и проходил летные испытания. В 2006–2007 гг. после модернизации грузоотсека самолёт был задействован в программе по созданию проекта истребителя Т-50 (в дальнейшем Су-57). Целью была проверка створок и внутреннего оснащения отсека на работоспособность в условиях реального полёта. Информация активно использовалась на окончательных этапах создания грузоотсеков перспективного истребителя Т-50. Единственный экземпляр находится в музее ЛИИ им. Громова. За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, лётчику-испытателю Вотинцеву Игорю Викторовичу указом президента РФ от 4 апреля 1998 года присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда». — Я удостоился этой высокой награды, говорит летчик, за совокупность летных испытаний, за многолетнюю работу летчиком-испытателем, а, например, не только за «Беркут» или посадку на авианосец. В общей сложности я был на летно-испытательной работе 30 лет — с 1980 по 2010 годы. Насколько мне известно, так долго у нас на фирме никто не летал. Он также награждён орденами «За личное мужество», «Знак Почёта», медалями. В дни празднования 60-летия ОКБ Сухого в ГЛИЦ им. В. П. Чкалова в Ахтубинске пилоты фирмы и ВВС установили в процессе испытаний Су-34 несколько мировых авиационных рекордов. Первые четыре рекорда были установлены лётчиком-испытателем, шеф-пилотом ОКБ Игорем Вотинцевым и штурманом-испытателем Александром Гайворонским 28 июля 1999 года. Полная взлётная масса самолёта составляла 36160 кг, полезная бомбовая нагрузка — 5129 кг. Попутно в этом полёте были превышены ещё три мировых достижения. 4 сентября 2001 года совместно с летчиком-испытателем Юрием Ващуком впервые поднял в воздух многоцелевой грузопассажирский самолет С-80ГП (СУ-80ГП). Участник многих международных выставок в России (все МАКСы) и за рубежом, где демонстрировал Су-27, Су-30, Су-34 (Франция, Великобритания, Германия, Китай, США, Канада, Чили, Корея, ОАЭ и др.). На самолете Су-32 с штурманом-испытателем Новосибирского авиационного производственного объединения А. И. Гайворонским установил мировой рекорд высоты с грузом 5 т. Общий налет свыше 4 500 часов. У Игоря Вотинцева крепкая семья. Ею, детьми, внуками, общественной работой занимается жена Дина. Она в прошлом медсестра, но сделала выбор в пользу семьи и воспитания детей. Ее мечту о «большой» медицине реализовала наша дочь Ольга — она стала хирургом. Летчик считает, что главое в жизни — это мечтать! Не бояться препятствий: все преодолимо, если живешь мечтой о небе! На нашем сайте читайте также:
|
|