ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Четыре ошибки в трёх строчках

Изменить размер шрифта

child 0067

Была на родительском собрании в школе. Сидела мышкой на последней парте и изумлялась. Чему? Абсурдному соединению гигантской, не возможной в прошлые времена возни в системе нар­образа и – смехотворной, на мой взгляд, мизерности результатов. Учебники такие, учебники сякие, материалы для подготовки к ЕГЭ, притом только на данный год. Даже у крема для рук срок годности два года, а у пособия для подготовки к ЕГЭ – один. Не иначе – он экологически чистый, без консервантов. Словом, скоропортящийся.

При этом результат – реальный, а не бюрократический – всей этой суеты я вижу повседневно. В своей компании постоянно снимаю со стендов объявления, написанные с орфографическими и пунктуационными ошибками. И это то, что остаётся после компьютерной проверки правописания! А случается нужда написать что-то от руки или в программе, где нет проверки, – тогда в трёх строчках минимум четыре ошибки. Мои служащие – нормальные русские люди, выпускники не только московских школ, но и, страшно сказать, вузов. Но для того, чтобы написать что-то осмысленное, привлекается журналистка, которая отвечает у нас за сайт и корпоративную газету. Выпускник школы не дерзнёт сочинить даже простейшую листовку. Это к вопросу о сочинении.

Теперь про математику. Было 68, стало 72. На сколько процентов рост? Девушка, окончившая школу и даже нечто «экономическое» после неё, не может с ходу сообразить, что на что делить, чтобы получить этот самый рост.

Ещё из личного опыта. Человек с высшим образованием зачастую не может толком ничего рассказать. Просишь: прочитайте вот эти три статьи и на их базе подготовьте беседу с коллегами на такую-то тему. Неимоверно трудно! Так аукнулась отмена устных экзаменов – всеобщим косноязычием: детей ведь тренируют заполнять клеточки, а не рассказывать.

Это русский и математика. С другими предметами не лучше: их изучают лишь те, кто собирается сдавать по ним ЕГЭ. А кто не собирается – просто плюёт на них. В результате некоторое время назад на шоссе Энтузиастов я увидела огромный билборд – рекламу какого-то дезодоранта. На нём была изображена симпатичная такая молекула серебра, на манер тех, что рисуют в учебниках органической химии. Якобы она присутствует в дезодоранте. И – ничего, никому не смешно.

И вот, пожалуйста, в ответ Чемберлену явилась законодательная инициатива: ввести единые учебники по базовым предметам. Давно пора – единые учебники, притом по всем без изъятия предметам, а не только по четырём, как в законопроекте.

Но сделать надо не только это. Надо ввести единообразное среднее образование, учебник – лишь его инструмент. Сегодня единообразного среднего образования – нет. Всяк дудит в свою дуду, даже литературные произведения разные проходят. При переходе в хорошую школу ребёнку берут репетитора, и не по одному предмету. Иначе никак. Репетитор теперь привычная фигура учебного процесса.

Я не за то, чтобы всех стричь под одну гребёнку, а этого и не получится – дети разные. Но нужно, чтобы ВСЕ единообразно изучали все предметы и сдавали по ним экзамены. А вузы пусть принимают на этой базе вступительные экзамены. В основе всего – стабильный учебник.

Какими должны быть учебники? Компактными, понятными и долгоживущими. В идеале – вечными. Как когда-то геометрия Киселёва или физика Перышкина (кстати, недавно переизданная). Таким вечным учебником была и остаётся химия Глинки, по которой училась ещё моя мама до войны. Вот на какого рода учебники надо ориентироваться.

Это невозможно? Наука идёт вперёд? Это – лукавство. Школьная «наука» отражает состояние «взрослой» науки XIX века – это самое позднее. Математика – это XVII век, русский язык – XVIII (знаменитая грамматика Ломоносова), ну, химия, положим, вторая половина XIX века. И ничего дурного в этом нет: детям надо прививать навыки логического мышления, решения задач, работы с текстом и литературным произведением, а про космос или овечку Долли они смогут прочесть в интернете или в сборниках типа «Хочу всё знать».

Написать нужный учебник может учёный, обладающий талантом популяризатора, в паре с опытным учителем. Минобр обязан заплатить им единовременный хороший гонорар за труд. Остаётся задача – сверстать учебник и выложить в Сеть. Дальше любая типография может, не платая никаких роялти, печатать книжки по заказам школ. Тут и идеальная конкуренция, о которой грезят либералы. Кто хочет – может пользоваться учебником в электронном виде или распечатывать по мере изучения на домашнем принтере.

И – всё! Больше никакой возни и никакой суеты: у нас есть учебник физики/химии/ботаники/литературы – и он будет жить не менее десяти лет. Это минимум – максимум не оговорён. Полезно, кстати, ввести законодательный запрет пересмотра утверждённого учебника. Чехарда ведь не позволяет ничего понять и выявить. К учебнику издаётся задачник, где собраны ВСЕ задачи, которые будут давать на экзаменах. Прорешал задачник – и ты на коне. Хочешь выучить наизусть? Попробуй. Но тысячи задач всё равно не выучишь. И никаких сложных манёвров и суеты. Энергию надо пустить на дело.

В 30-е годы, когда революционно-разрушительный период в СССР сменился созидательным, встала задача подготовки кадров для индустриализации. И тогда были упразднены школьные эксперименты, вроде бригадного метода, дальтон-плана, педологии и т.п., и школу вернули к стандартам царской гимназии (за вычетом классических языков и Закона Божьего). Если мы хотим перейти к созиданию, нам непременно придётся вернуться к советской школе – как максимальному достижению нашего народа в области образования. Притом не к школе 80-х годов, а скорее к школе 50–60-х годов, когда американские аналитики спорили: экономика СССР превзойдёт американскую в 90-х годах или уже в 70-х?

Провести эту реформу надо быстро и решительно. Результаты проявятся лет через пять, а через десять – будут преодолены привычное невежество и повальная второсортность, недообразованность выпускников что средней, что высшей школы.

Чем раньше мы всё это сделаем, тем меньше времени потеряем.

lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Тэги: