Чем террористы отличаются от обычных людей |
16 Ноября 2015 г. |
Серия терактов в Париже показала, что террористы внешне могут совсем не выделяться. По крайне мере трое из боевиков вообще были гражданами Франции. Чем отличаются джихадисты от нормальных людей, по какой логике они действуют — с помощью исследований в области психологии разбиралась «Лента.ру». Исследователи предпринимают попытки проникнуть в особенности психологии террористов, хотя актуальных и полноценных научных трудов на эту тему по-прежнему нет, поэтому приходится прибегать к обобщающим. Так, сотрудники американского ФБР опубликовали на эту тему статью в научном журнале Violence and Gender. Специалисты считают насилие психологической потребностью членов ИГ, отмечая его целенаправленность, скоординированность и хладнокровность. Террористы «Исламского государства» (запрещено в России) практикуют так называемое «инструментальное насилие», пытаясь добиться конструктивных, на их взгляд, целей. Отвергая ненасильственные методы, они действуют посредством наихудших возможных инструментов. Сочетание эмпатии и хладнокровия в отношении жертв позволяет предположить, что боевики являются психопатами. По мнению ученых, в пользу этого говорит полное отсутствие чувства вины и подчеркнутая театральность, с которой джихадисты подают свои преступления. Однако как отмечают исследователи, психопатов в террористических организациях единицы — обычно к боевикам присоединяются психически здоровые люди. Важная черта, присущая большинству джихадистов — нарциссизм. Часто они идут в боевики, руководствуясь не политическими и идеологическими мотивами, а для того, чтобы реализовать свои психологические потребности. Специалисты отмечают, что джихад и убийства для этих людей — всего лишь «зеркала», подтверждающие факт собственного бытия. Лидеры утоляют жажду внимания за счет управления «халифатом», рядовые бойцы довольствуются тем, что видят достижимость идеального, на их взгляд, мира, и тем, что они — его неотъемлемая часть. Возникает закономерность: чем чаще боевики прибегают к чрезмерному насилию, тем громче они заявляют о своей деятельности. С момента провозглашения «халифата» (и несколько раньше) боевики ИГ воспринимают террор и его видеосъемку как нечто нормальное и эффективное. Легитимизация террора обеспечивается двумя факторами: субординацией, то есть подчинением лидеру, и нежеланием видеть в своих жертвах людей. В 1963 году автор теории «шести рукопожатий», американский психолог Стэнли Милграм подтвердил правильность этой схемы, доказав, что необходимость повиновения авторитетам укоренилась в сознании людей настолько глубоко, что в большинстве случаев они продолжают выполнять указания лидера или начальника, несмотря на моральные страдания, причиняемые в результате этого другим людям, и сильный внутренний конфликт, сопутствующий их деяниям. Впоследствии эксперимент повторили в Нидерландах, Германии, Испании, Италии, Австрии и Иордании и ряде других стран. Результат был тем же. Имеет место и деперсонализация: участники террористической группы перестают воспринимать себя как личности, что приводит к сплочению боевиков и готовности многих из них пожертвовать своими жизнями. В опубликованной в журнале Journal of Personality and Social Psychology в 1994 году знаковой работе американских психологов конфликт отдельных индивидуумов с обществом рассматривается как когнитивная схема, основанная на семантической связи несовместимых значений. Причем выделяются как когнитивные, так и мотивационные факторы. Другой вопрос — что делает людей такими? Еще в 2006 году американские психологи опубликовали статью в журнале Journal of Child and Family Studies. В ней они отметили, что жестокость порождает другая жестокость: дети, с которыми сурово ведут себя родители и учителя, вырастают агрессивными. Кроме того, недавние исследования, о которых писала «Лента.ру», показали, что дети религиозных родителей могут быть жадными, жестокими и нетерпимыми. В случае с ИГ и вступающими в эту организацию бойцами выявленные закономерности играют важную роль: недавние жертвы вырастают с уверенностью, что теперь в позиции жертвы должны быть другие. На ожесточении джихадистов сказывается и биохимия. Американские ученые, опубликовавшие работу в Proceedings of the National Academy of Sciences, выяснили, что когда люди находятся внутри какой-то группы, у них повышается уровень гормона окситоцина. Результат — улучшение настроения, усиление морального духа внутри группы. С другой стороны, этот же процесс провоцирует агрессию в отношении всех, кто вне группы. Таким образом, самоидентификация себя с джихадистами заставляет человека демонизировать остальных и не считать их за людей. Особенно значима в контексте группы религиозность. Исследователи из США опубликовали статью в Psychological Science. В ней они утверждают, что при несовместимости религиозных ценностей и ограниченности ресурсов люди одной религии склонны к агрессивности в отношении представителей другой религии. Это происходит, даже если последствия такой агрессии нанесут серьезный ущерб тем, кто наносит удар первым. Эсхатология, заявления о том, что ИГ приближает конец света — важная часть доктрины ИГ, также обуславливающая поведение членов организации. Так, проведенные в области психологии социальных ситуаций эксперименты показали, что субъективно переживаемый дефицит времени (когда временная перспектива сужена до границы между настоящим и будущим) резко повышает вероятность агрессии. Если перспективу сузить исключительно до настоящего, можно достичь максимального уровня агрессии среди отдельной группы. Месть — тоже один из движущих террористами мотивов, но она, по мнению ученых, опубликовавшихся в Journal of Personality and Social Psychology, на самом деле не приносит облегчения, поскольку лишь увеличивает уровень гнева и страданий. Аналогичная ситуация наблюдается и с другой стороны: европейцы требуют найти террористов и проецируют свой гнев на беженцев. Но даже если принять радикальные меры в отношении мигрантов, облегчения не произойдет — сработают все те же механизмы. Источник:
|
|