ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Чем Гарри Поттер не угодил православным активистам?

Марина Островская, sobesednik.com   
25 Ноября 2022 г.
Изменить размер шрифта

Православные активисты из движения «Сорок сороков» требуют запретить «Гарри Поттера» за пропаганду колдовства. Но всем известно, что «Гарри Поттер» – любимая книга многих наших внуков!

Чем Гарри Поттер не угодил православным активистам?

С предложением запретить книги о мальчике-волшебнике православные активисты обратились к министру культуры Ольге Любимовой. В своем официальном письме они поделились радостью по поводу ухода Disney с их активной ЛГБТ-повесткой и компании Warner Bros. Но тут выяснилось, что в российских городах пройдут новогодние мюзиклы и концерты о Гарри Поттере.

«Перед нами духовная и культурная бомба замедленного действия для наших детей и молодёжи. Сага о Гарри Поттере являет собой гениально оформленную квинтэссенцию основ западной культуры: рационализма, индивидуализма и материализма, пропитанную чуждыми нам духовными ценностями. Главные герои романов не люди, а чародеи, ведьмы и волшебники, а обычные люди вокруг либо негодяи, либо полудурки и в любом случае существа низшего порядка. Абсолютно запрещённые для христиан Богом колдовство и волхование являются двигателем сюжета».

- Активисты «Сорока сороков»

Свое возмущение «поттероманией» православные активисты подкрепляют цитатами философа Ивана Ильина о том, что «сказки русские - просты и глубоки, как сама русская душа» и просят Минкульт заставить всех российских детей читать наши народные сказки, которые «отражают представления русского народа о добре и зле». В связи с этим хочется поинтересоваться у авторов этого письма - а читали ли они сами русские народные сказки?

Критика и обвинения в колдовстве и сатанизме уже не первый раз звучат в адрес «Гарри Поттера» Джоан Роулинг. Еще в нулевых известный писатель и богослов диакон Андрей Кураев им ответил в книге «“Гарри Поттер”: Попытка не испугаться» и в статье «“Гарри Поттер” в церкви: Между анафемой и улыбкой». В частности, он пишет, что и в народных, и в авторских сказках мало откровенно евангельского: «Волшебная сказка – это обычай. Наличие нечисти и волшебства в сказке – тоже обычай».

Если по «благочестивым» мотивам спрятать от детей Гарри Поттера, то по тем же основаниям придется спрятать от них «Илиаду» (языческие боги!), «Гамлета» (привидение!), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (бесы!), «Сказку о золотой рыбке» (грех искать помощи у рыбки, а не у Творца!), «Щелкунчика» (деревянный идол в балете ожил!) и т.д. Не лучше ли сознательно разграничить «мир сказочной фантазии и мир церковной веры?»

- Андрей Кураев

Не добро, а хитрость побеждает зло

Да и в русских народных сказках можно при желании отыскать много моментов, когда не «добро побеждает зло», а «хитрость побеждает зло». Причем в ход идут и обман, и колдовство, и воровство.

Вот, например, в «Афанасьевском собрании русских сказок» можно найти вариацию сюжета про Иванушку-дурачка. История такая: умные братья поставили Ивана-дурака караулить огород от воров. Понадобилось их старухе-матери в огород сходить, а младшенький сынок подкрался сзади и убил матушку дубинкой по голове. Отец и братья стали ругать дурака, а он взял тело убитой им старухи-матери, нарядил в праздничную одежду, посадил на повозку и поехал в деревню. Навстречу ему барин ехал, Иван-дурак не своротил с дороги, барин приказал кучеру: «Мни его, мошенника!». Повозки зацепились колесами и опрокинулись, а дурак со старухою вылетели далеко. Иван закричал, что барин с кучером убили его матушку и за это взял у барина триста рублей (а также деньги на отпевание матери) и вернулся к отцу и братьям.

В своей книге Кураев на этом моменте восклицает: «Торговать трупом собственной матери – это в каких же еще сказках такое встретишь!»

Известный советский исследователь фольклора и народных сказок В.Я. Пропп, автор «Морфологии волшебной сказки» и «Исторические корни волшебной сказки» писал, что вредительство - важная функция в сказке, за счет этого продвигается сюжет. Это и похищение, и телесное повреждение, и подмена, и убийство, и даже каннибализм. В сказках об Иване-дураке старшие братья отбирают у Ивана добычу и убивают его разными способами, что Ганнибал Лектор позавидует их жестокой фантазии - сбрасывают его в пропасть, в яму, в подземное царство, иногда в море и т.п.

Правда, возможно, наезд на Мальчика-Который-Выжил - это всего лишь повод расширить полномочия Минкульта как цензурного органа. Ведомство, считают православные активисты, должно обладать полномочиями, которые позволят ему запрещать неугодные спектакли, постановки, концерты, фильмы, где патриоты не найдут традиционных ценностей.

Сколько ужасного увидели православные активисты в истории о Гарри Поттере. Но есть и совершенно противоположные мнения. Например, что одними из важных тем в этой саге являются любовь и дружба. Что книги о мальчике-волшебнике учат состраданию, показывают, что значит команда и как важно в сложный момент протянуть руку помощи. А вы, уважаемые читатели, и ваши дети и внуки знаете историю Гарри Поттера? Какой она показалась вам?

На нашем сайте читайте также:

Sobesednik.com

  • Расскажите об этом своим друзьям!