НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Чеченская свадьба – часть большой тенденции

19 Мая 2015 г.

hidjab 1

Бракосочетание в Грозном обсуждали яростней, чем хоккей: хуже было только с тверком (если кто вспомнит, о чем это я). Если отвлечься от сиюминутного, видно, что происходят с нами какие-то важные изменения.

Сразу несколько человек, очень далеких и от политики, и от фейсбучной тусовки вечно всем недовольных горожан, с удивлением рассказывали мне о том, что накал страстей нынче какой-то совсем уж чудовищный и спрятаться им негде. Не все мои собеседники – столичные жители, не все – постоянные пользователи соцсетей, но долетает даже до них.

«Зайдешь в «Одноклассники», а вы уже и там обсуждаете политику», – так сформулировал претензию «молчаливого большинства» один мой приятель, помимо своей воли втянутый в спор о том, хорошо ли жениться в 17 и что это такое «по собственной воле».

Что происходит? Чего это все взбеленились? Откуда эта ярость в обсуждении какой-то никому не ведомой чеченской девушки? С чего обижаться на Астахова настолько громко? Мало ли кто что сказал: как будто Астахов – первый деятель, позволивший себе нечто подобное. Жириновский лет 15 говорит о том же самом, что ж теперь, в газете его распинать?

Что-то сдвинулось, взбаламутилось, что-то меняется.

Проведу довольно простую параллель, чтобы было понятно. Вспомним великий роман «Отцы и дети», посвященный тому, как блогер (похож ведь, а?) Евгений Базаров приезжает баламутить спокойную Кирсановку, где у всех давно все устроено так, как устроено, успеха не добивается и умирает, а все остальные получают свой кусочек счастья. Поражение Базарова происходит накануне реформы 1861 года, которая изменила в российской жизни столько всего, что можно написать десять учебников. Базаров – предвестник, его разглагольствования ничего не меняют, никого не спасают и ничему не учат, но они – симптом: если уж до Кирсановки добралось, жди перемен. Не сегодня, не завтра, а вот лет через двадцать, когда дети поколения Базарова вырастут (это будут 80-е, контрреформы Александра III, начинает карьеру Ленин), вы еще вспомните этого балабола добрым словом.

Судить о больших тенденциях, находясь внутри ситуации, очень сложно: всегда рискуешь впасть в обобщения, которые так приятно потом опровергать – мол, эх, молодежь, любите вы судить о себе, а сами, небось, и не помните, как мы читали «Птюч».

Но мне кажется важным отметить одну деталь, которая почему-то ускользает от обсуждающих чеченскую свадьбу (где 17-летняя девушка вдруг оказывается «ребенком»), танец «тверк» (где 15-летние девицы вдруг становятся совсем взрослыми), «солдатиков» в «Детском мире» (которые оказались не «солдатиками» и не для детей), ситуацию вокруг запрета об усыновлении сирот иностранцами (помните, как общественность лбы разбивала о «несчастных детей»?) и прочее и прочее.

Любая история забудется, как скоро уйдет из информационных лент сюжет с непристойным поведением внука миллиардера Неклюдова, а вот тенденцию уже не спрятать.

Со времен скандала с Pussy Riot, которые уже отсидели свое за хулиганство (а вовсе не за оскорбление чувств) и успели поручкаться со всеми американскими чиновниками третьего ряда, общественная дискуссия изрядно продвинулась вперед, нащупывая новую для себя проблематику: есть что-то, что стоит над законом, нам надо что-то с этим делать.

До плясок в храме Христа Спасителя речь шла в основном о том, что кто-то не так соблюдает закон. Оппозиция пыталась доказать, что власти «фальсифицируют выборы» (доказано не было – только отдельные нарушения, не повлиявшие на результат голосования), националисты воевали с мигрантами, которые сначала убивали кого-то, а потом «отмазывали» своих. Провластная общественность настаивала на том, что и оппозиция, и националисты сами горазды нарушать закон («дело Навального» – из той еще эпохи), а государство судит и своих, и чужих, и вообще всяких.

Сегодня все иначе: кому придет в голову выходить на площадь за 31-ю статью Конституции? Оглянитесь вокруг: даже среди тусовки есть хоть кто-то, кто вышел бы?

Строго говоря, претензии к тому, что возвращение Крыма что-то там нарушило «с точки зрения международного права», укладываются в ту же логику: новая эпоха ведет разговор не о законе, а о том, что никакими законами не описывается (например, желание США быть гегемоном – нам приходится с этим считаться, то вступая в ВТО, то изучая санкционные списки), и это «что-то» требует осмысления.

Все наши мелкие и громкие скандалы, все наши споры с Западом, вся наша игра вокруг Украины – это одна и та же попытка найти новый язык, на котором можно говорить теперь, когда все старые установления не работают вовсе. Отсюда – странные противоречия, на которые так любят указывать ироничные комментаторы по все стороны баррикад.

Да, у нас и Чечню осуждают, где семья говорит: «Не надо лезть в нашу жизнь», и Норвегию, где государство отвечает: «Никакой вашей жизни давно уже нет». Мы и газ Украине продаем, и рассказываем в эфире федеральных телеканалов о том, какой кошмар там творится. Мы и США терпеть не можем, и с Обамой ведем спокойный диалог и даже размышляем о том, а что будет, победи на выборах Хиллари Клинтон.

Таких противоречий – сотни, и они – нормальны, в том-то вся сложность. Новое вино разлито в старые мехи (других взять неоткуда), и пить приходится все еще по-старому. Есть закон, мы его уважаем, но есть что-то, что выламывается за пределы закона, не исчисляется им, не подпадает ни под одну формулировку, что-то, что требует новых определений, новых интонаций, других слов.

Я не знаю, чем закончится каждое отдельное обсуждение, и уж тем более не понимаю, накануне каких событий мы стоим. Но наш Базаров уже приехал в Кирсановку, режет лягушек и заставляет «отцов» открывать «Фейсбук» с содроганием – что там еще придумают, куда от этого спрятаться?

Спрятаться некуда, придется искать слова о том, что не все исчерпывается законами. Это совершенно новая ситуация, поэтому не стоит упираться рогом в чеченскую свадьбу: то ли еще будет, то ли еще будет завтра.

По инф.vz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!