ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Александра Яковлева: Она была боец – подлинный, лихой и лютый

Татьяна Москвина, argumenti.ru   
09 Апреля 2022 г.
Изменить размер шрифта

Ушла из жизни звезда фильма "Экипаж", одна из самых ярких звезд отечественного кинематографа актриса Александра Яковлева. Ей было 64 года. В последнее время Александра Яковлева боролась с тяжелой болезнью. Сама актриса не скрывала, что у нее еще в 2017 году было выявлено онкологическое заболевание, и она перенесла серию операций.

Александра Яковлева: Она была боец – подлинный, лихой и лютый

Саша Яковлева прожила как будто несколько жизней. В первой она стала ярчайшей звездой последнего советского кино, ещё студенткой влетев в знаменитую картину Александра Митты «Экипаж», а потом снявшись в популярных фильмах «Россия молодая», «Чародеи», «Человек с бульвара Капуцинов».

В начале 90-х сделала как режиссёр фильм «Паром «Анна Каренина» и тут же стала вице-мэром по культуре и туризму родного города Калининграда. Затем заступила на ответственный пост в РЖД.

Заседала в горсовете Калининграда как депутат от партии «Яблоко». Собиралась организовать международный фестиваль жанрового кино и снять по своему сценарию картину «Седьмая кошка». Пять лет боролась с ужасной болезнью – и болезнь победила её... Но до этого она всё-таки смогла выйти на сцену и сыграть несколько спектаклей по пьесе «Жена лейтенанта Коломбо» (шла под названием «Две подруги и лейтенант»), главную роль.

Поскольку это моя пьеса, дело разворачивалось на моих глазах. Премьера должна была состояться в огромном зале Дворца культуры имени Горького в Санкт-Петербурге. Все билеты были проданы. Вечером накануне премьеры Саша попадает в больницу, и врачи говорят, что ни о какой премьере не может быть и речи. И Саша сбегает из больницы, выходит на подмостки, два действия, уйма текста, я сижу в зале в полуобмороке, боюсь, что она упадёт прямо на сцене... Но Саша отыграла спектакль так, что зритель ничего и не заметил.

Она была боец – подлинный, лихой и лютый, она была заряжена невероятной энергией и забита-загружена всяческими дарами – артистическим, управленческим, предпринимательским, и всего через меру, через край, на десятерых бы хватило. Не зря в её жизни появились РЖД – она сама-то была как бешено мчащийся паровоз.

В память об Александре Яковлевой привожу несколько фрагментов из нашего с ней разговора на «Радио России – Культура» (эфир 24 августа 2017 года).

Как я влетела в «Экипаж»

Судьба! Меня привела ассистентка Георгия Данелии пробоваться в «Осенний марафон» на роль дочери героев, которых играли Гундарева и Басилашвили. Я студенткой была, училась на знаменитом курсе Льва Додина, где Андрей Краско, Игорь Скляр, Елена Попова, курс «Братьев и сестёр». Данелия смотрит на меня, говорит ассистентке, так-перетак, какая из неё дочка Гундаревой и Басилашвили. И тут входит Митта, съёмочные группы же рядом были, на третьем этаже «Мосфильма», грустный был Митта: «Нет у меня бабы, нет, не могу найти... а кто это?» Я сижу, отшили меня, и вдруг Митта говорит: «Пойдём к гримёрам». Привели меня в волшебную комнату «Мосфильма», посадили девочку с улицы и начали колдовать, и потом сразу утвердили. Сначала партнёром у меня был Олег Даль, ну что не сыграть с Далем-то, потом уже на эту роль Филатова пригласили, а он человек-праздник, ему же тогда чуть за тридцать было, и Митта был тогда молодой, озорной. Рядом – съёмочная группа Швейцера, «Маленькие трагедии», где снимался Высоцкий, он мне яблоки всё время дарил, такой был у него ритуал, ох, жалею, что не засушила я те яблоки. Я весь репертуар Таганки тогда пересмотрела, а потом Дом кино, потом разговоры, и такие люди кругом.

Митта следил, чтоб я не была слишком красоткой, командовал гримёрам – смойте с неё всё!

Смотрю на себя и думаю: «она»

Там, на экране, это не я. Недавно увидела какой-то кадр и подумала – надо же, какая хорошенькая и ещё что-то играет. Эти десять лет, когда я снималась, – это же сон золотой. Главное ведь в жизни что? Главное, чтоб было с кем поговорить. А мне было с кем поговорить. У нас даже в салоне Ту-154 в «Экипаже» в маленьких ролях первоклассные были артисты. А «Чародеи» – Катя Васильева, Семён Фарада, Брондуков, даже Саша Абдулов, вроде бы совсем юный, но там ещё и мозги были! Да, хорошие воспоминания, и роли такие вроде миленькие, но большой, настоящей, серьёзной роли-то не случилось. Как, например, у Татьяны Самойловой в «Летят журавли». Я мечтала – сыграть бы Вассу Железнову! А закончила свою карьеру актёрскую «Человеком с бульвара Капуцинов». Снимали в Феодосии, Коктебеле, в потрясающей компании, но всё-таки это певичка из салуна, а не Васса Железнова. Если бы меня спросили, хочешь ли ты вернуться туда, в то десятилетие, я сказала бы: нет. Лучше бы я эти годы потратила на что-то более ценное. Но бабушка Наталья Яковлевна, которую я безумно любила, видела во мне только актрису, если бы она хотела сделать из меня врача или инженера, я стала бы врачом или инженером, а лучше всего директором завода, о, каким бы я была мощным директором. Я, когда получила второе высшее образование в Политехническом на факультете государственного муниципального управления, была просто счастлива. Всё сдавала на отлично.

Я была крутая Софья

Когда Таня Васильева ушла из Театра Сатиры к Гончарову в Театр Маяковского, мне предложили ввод на роль Софьи в «Горе от ума», где Андрей Миронов играл Чацкого. Представляете, в одной репетиционной комнате – Миронов, Папанов, Ширвиндт, Державин! И Плучек репетирует. У меня была крутая Софья, она же всеми манипулирует – папой, Молчалиным, Чацким, всех держит, не отпускает, такую безжалостную, холодную, властную Софью я играла – хочу, сделаю, дайте! И выглядела потрясающе – причёска, платье. Сколько просила Театр Сатиры найти фотографии, у них же есть, нет, не дают. Несколько спектаклей я сыграла, а потом уехала на съёмку, страдала, разрывалась на части, спросила совета у Миронова, он сказал – театр от тебя никуда не уйдёт, а кино уйдёт, снимайся. Миронов, наверное, был самый интересный человек, которого я встретила в жизни.

Стала вице-мэром

Я когда закончила съёмки своего фильма «Паром «Анна Каренина», у меня в Калининграде умирает бабушка, это был шок, рухнула вся моя жизнь, ведь человек никогда не бывает подготовлен к тому, что он останется без того, что его держит на этой земле. Я пошла к мэру города Шипову и сказала – помогите, я не знаю, с чего мне начинать другую жизнь, и он мне помог. Он сказал – я хочу сделать комитет по культуре и туризму, иди ко мне вице-мэром. Я говорю: я актриса. Он отвечает: а я – капитан первого ранга. И мы пять лет проработали душа в душу. Я сделала тогда фестиваль «Янтарная пантера», который кинематографисты до сих пор помнят, хотя прошло столько лет. Горжусь! Тут и кино развалилось, и я, слава богу, не принимала участия в том, что пошло в 90-е годы. Не удостоилась чести.

Попала в другое кино

Николай Лебедев позвал меня на маленькую роль в свой «Экипаж-2», и я оказалась в совершенно новом кино, я же на плёнку снималась, а тут цифра. Лебедев меня заставил посмотреть кучу этого нового кино, и голливудского, и нашего, – всё другое, новые истории, новые технологии. Я же не ездила на фестивали, мало что смотрела, потому что у меня железная дорога, и если ты лёг в 12, а вставать в 6 утра, в 7 уже планёрка, какое тут кино, какие фестивали. Стала смотреть – понравилось, особенно картины Скорсезе и наш Звягинцев.

Культура выгодна

Калининград – не такой большой город, 450 тысяч населения всего, я его хорошо знаю и понимаю, что такое воля лидера. Когда губернатор решает сделать город съёмочной площадкой, приглашает группы, идёшь по городу и видишь – Машков, Даша Мороз, Саша Цекало, Певцов, весь город в звёздах. В Калининграде сейчас масса сериалов снимается. Потому что есть такой механизм – можно компенсировать продюсерам 20% от бюджета фильма, если он снимается в таком-то городе или регионе, из бюджета региона, потому что это – продвижение образа города или региона, увеличение его привлекательности. Культура выгодна, она двигает экономику. Надо снимать кино, делать фестивали, проводить выставки, и будет центр притяжения, и придётся делать инфраструктуру, строить гостиницы, открывать рестораны. Я хочу сделать фестиваль жанрового кино. И хочу сама сделать фильм, «Седьмая кошка». Это мистический триллер. Мне безумно нужно сказать важные вещи, которые я поняла, о переплетении человека с природой, о том, как человек чувствует или не чувствует землю, на которой он живёт.

Время моё побежало

Совсем недавно я узнала невыносимую для себя вещь – что время моё побежало, время теперь не идёт, не замедляет свой ход, а время у меня бежит. Раньше смотришь на часы и видишь, что следующий час будет не скоро, а теперь ты точно знаешь, что завтра наступит через секунду. Я точно знаю, что человек – это как быстро падающая с небес звезда, она сверкнёт – и больше её никогда не будет, понимаете это слово – ни-ког-да.

У меня четверо внуков, и я хотела бы передать им всё, что я узнала, что накопила внутри.

На нашем сайте читайте также:

По инф. argumenti.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!