НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
-1-
С 1 сентября в России вступит в силу обновленный список заболеваний и патологий, с которыми нельзя садиться за руль.
-telegram-whatsapp-
Больше всего преступлений в России с использованием соцсетей и мессенджеров совершаются через зарубежные Telegram и WhatsApp.
2025-08-05-19-09-28
Народный артист РСФСР Юрий Назаров заявил в беседе с изданием «Абзац», что получает около 70 тысяч рублей пенсии.
2025-08-06-10-46-43
Экстравагантный "бизнесмен-христианин" Герман Стерлигов анонсировал открытие в России... невольничьего рынка. Шокирующее объявление он опубликовал в Telegram.
2025-08-11-06-03-34
Все наслышаны о семи смертных грехах. А вот священник Владимир Головин считает, что их четыре. К таким поступкам религиозный деятель отнес убийство, разврат, хулу на Бога и серьезное унижение родителей. Эти грехи карались в Ветхом Завете смертной казнью через побитие...

Почему некоторые русские сказки внукам лучше не читать

По инф. cyrillitsa.ru   
19 Августа 2022 г.

Всем знакомые сказочные истории про Красную Шапочку, Белоснежку или Василису Премудрую в наше время «причесаны» и «приглажены» для того, чтоб можно было рассказывать их детям. Но в своем оригинальном виде они могут шокировать неподготовленных читателей или слушателей, ведь в них сплошь кровавые расправы, людоедство и прочие чудовищные вещи.

Почему некоторые русские сказки внукам лучше не читать

Жизненный опыт

Например, в исходной сказке о Красной шапочке никакие охотники или лесорубы не приходят на помощь. Кровавыми натуралистическими подробностями наполнены, скажем, «Золушка» и «Гензель и Гретель». Многочисленные сюжеты сказок, когда родители отводят детей в лес на верную смерть тоже позитивными не назовёшь.

В целом же, страшная сказка не развлекает или убаюкивает на ночь, а обучает правильному поведению в реальной жизни, вселяет уверенность, полагает социолог Марги Керр: «Попадая в неприятную ситуацию, ребёнок будет думать примерно так: «Если мой любимый сказочный герой смог спастись из дома с привидениями, то у меня тоже получится найти выход из ситуации». Страшные сказки действительно помогают укрепить веру в себя». Кроме того, ребёнок учился преодолевать страх. «Как можно чувствовать себя в безопасности, если ты не знаешь, чего нужно бояться и на что вообще похоже это чувство? Мир может быть очень страшным и недобрым местом, и будет намного лучше, если дети будут заранее к этому готовы. Знание того, как противостоять страху, — одно из самых ценных», - считает психолог Эмма Кенни.

Русские народные сказки также содержат немало зверств и ужасов. Взять хотя бы всем привычного «Колобка», в конце которого главного героя съедают. А многочисленные попытки Бабы-Яги затолкать в печку «гостя», ранее похищенного ею из-за того, что он нарушил нормы поведения? Ещё в отечественных сказках есть трёхголовый Змей-Горыныч, Кащей Бессмертный, прочая нечисть и нежить... «Если ребенок научится справляться со своим страхом, погружаясь в сюжет сказки, то он получит неоценимый опыт, который, безусловно, пригодится ему в будущем. Страх обладает прогностической функцией, то есть он является переживанием ожидаемого: предвидение страдания порождает в нас страх. Преодолевать страх сложно потому, что обычно мы редко правильно осознаем источник своего страха. Рассматривая «страшные» сказки, мы должны помнить о том, что взрослое и детское восприятие сюжета и героев сказки очень сильно отличается. То, что представляется нам страшным, может вовсе не казаться ребенку таковым. И наоборот: то, на что мы можем вообще не обратить внимания, вызовет у ребенка панический ужас», — поясняет Игорь Вачков, доктор психологических наук, профессор кафедры дифференциальной психологии МГППУ. Он уверен, что страшные сказки помогают многому научить ребёнка: есть опасность, действуй; будь гибким — не стоит применять одни и те же действия во всех жизненных обстоятельствах; если хочешь чего-то добиться – не медли; хитрость – самое опасное оружие. Опасайся хитрых людей; удаляясь от родителей можешь попасть в беду; учись противостоять пытающимся обмануть тебя; думай и оценивай происходящее с тобой; находи новые возможности; не будь беспечным – прислушивайся к старшим; родителям не следует оставлять детей без присмотра; не воспринимай все буквально, учись видеть скрытое; если уж ты решил отдалиться от родителей, осознай, для чего; у каждого своё предназначение; все свои возможности можно раскрыть только через специальные усилия; используй свои недостатки во благо; учись предвидеть последствия своих поступков; не хвастайся; не груби незнакомым – это попросту опасно.

Вачков рекомендует не оставлять ребёнка один на один с впечатлениями от страшной сказки, обсуждать её содержание с участием родителей.

Древние ритуалы

Но есть исследователи, которые видят в страшных сказках более глубинные слои. В частности, учёный и фольклорист Владимир Пропп полагает, что сказки являются искажённой народной памятью о древних обрядах. Скорее — даже тенью воспоминаний. Передаваясь столетиями из уст в уста, сказка теряла изначальные мотивы, переосмысливалась, приобретала новые реалии.

Ключевым для понимания страшных сказок, особенно немецких, с их тяжёлыми испытаниями для детей и подростков, является понимание того, что в них отражён обряд инициации, полагает Пропп. Инициация — символический обряд перехода ребёнка в состояние взрослого, он связан с перенесением страданий. Часто обряд связан с оставлением родителей и длительным проживанием в отдалённых местах в некомфортной обстановке. Кроме того, инициация является символической смертью, когда маленький человек умирает, возрождаясь во взрослом. Отсюда и столько ужасов и страданий, выпадающих на долю детей в страшных сказках, уверен Пропп. Частое же упоминание ведьм связано с представлениями о том, что они живут на границе двух миров — реального и загробного и являются своего рода испытателями для попавших к ним детей, которые могут и не выжить, если поведут себя неправильно.

Не всё просто с засовыванием Бабой-Ягой детишек в печь. Современники однозначно трактуют это как попытку изжарить. Зато некоторые исследователи полагают, что сюжет является искажением практики знахарок и ведуний помещать хворого или слабого ребёнка в остывающую русскую печь, чтобы он набрался жизненных сил.

Магией и анимизмом веет от общения с животными, деревьями, стихиями, приходящими на помощь, если совершить некие действия или сказать нужные слова.

Оказывается, в ранних версиях «Красной шапочки» волк мог быть оборотнем или людоедом. И в иных вариантах серый хищник обманом заставлял девчушку есть части ее бабушки, потому что каннибализм в сказках был самым обычным явлением.

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!