Как простые романтики вернулись на экраны |
13 Июля 2015 г. |
14 июля 1980 года экраны страны взяли на абордаж «Пираты...» Бориса Дурова. До сих пор их кассовый рекорд не побила ни одна отечественная лента — по неофициальной статистике, в плен к морским разбойникам угодили более ста миллионов советских зрителей. Многие пересматривали «Пиратов ХХ века» десятки раз, не веря глазам: сегодня, сейчас, наши моряки дают героический отпор отборным акулам мирового империализма с помощью секретных приемов карате, захватывают судно бандитов, завладевших советским опиумом, «нужным как воздух» нашей фармакологической промышленности... Мы можем все, стоит только захотеть — верили граждане СССР и режиссер Борис Дуров, умудрившийся снять единственный безукоризненный суперменский боевик в истории отечественного кино. 23 июня 1954 года тайваньский эсминец под прикрытием двух кораблей ВМС США атаковал танкер «Туапсе», направлявшийся в Шанхай. Корабль был реквизирован, команда попала в застенки, где в течение года подвергалась пыткам и пропагандистской обработке чанкайшистов. 20 из 49 моряков сломались и подписали прошение о политическом убежище в США, но большинство не задержалось на Западе. Морально стойких парней страна встречала как героев, а «возвращенцы» получили реальные сроки. Судьба оставшихся за рубежом также сложилась трагично. В 59-м на экраны вышел двухсерийный фильм Виктора Ивченко «Ч.П. — Чрезвычайное происшествие», в котором инцидент с «Туапсе» был экранизирован в соответствии с генеральной линией партии: наши «хитрованы» переиграли тайваньских наймитов и их западных хозяев, а Родина поддержала и спасла своих верных сыновей. В 1978 году неравнодушный к морской романтике Станислав Говорухин решил воскресить легенду, придав ей западный шарм. Отмахнувшись от цензоров свежей газетной заметкой о пиратской атаке на итальянский корабль, он решил загрузить советское судно упомянутой в ней урановой рудой. Затем, по просьбе ответственных товарищей, избавился от радиоактивного вещества, предпочтя опиум... и отдал швартовы, отбыв на съемки «Место встречи изменить нельзя». Капитанский мостик «Пиратов» Говорухин доверил соавтору своей дебютной «Вертикали» Борису Дурову. Тот быстро набрал команду «отборных головорезов» — учеников и коллег авторитетного мастера восточных единоборств Тадеуша Касьянова, сыгравшего боцмана Матвеича. И на главную роль стармеха — «Деда» Сергея Сергеевича — постановщик планировал пригласить литовского атлета. Но Николай Еременко, сделав сальто, поклялся, что справится со всеми трюками сам. Так же, как его бывший вгиковский однокурсник, чемпион Узбекистана по карате Талгат Нигматулин, отличившийся в образе злодея Салеха. Китель капитана Ивана Ильича достался любимому народом Петру Вельяминову, предводителем пиратов назначили элегантного эстонского старика Рейно Арена, и работа закипела. Снимали в Крыму, с риском для жизни. Прыгнув со скалы, Еременко едва не угодил под винт катера, после изнурительных многочасовых подводных смен не мог остановить идущую носом кровь, по 12 часов рубился с Нигматулиным в рукопашной — коллекционировал травмы. И слабый пол не уступал мужикам — «буфетчица Маша» Наталья Хорохорина согласилась потерпеть и была крепко избита палкой Талгата. Ни один исполнитель не «поплыл» в поединках с профессиональными каратистами — каждый понимал, что шанс сняться в приключенческом боевике больше не подвернется. Крымская природа благословляла упорный труд: Разбойничья и Голубая бухты в Новом Свете, пляжи Коктебеля и грот Оленевки на Тарханкуте до сих пор служат местом паломничества поклонников картины. В чем же секрет триумфа «Пиратов ХХ века»? Энтузиазм съемочной группы, камера Александра Рыбина, преданность Бориса Дурова чистому как слеза экшну стали слагаемыми успеха. Но первую скрипку сыграло время. К концу 70-х количество картин о лишних людях, эскапистах, упорно лезущих в горы, грезящих утиной охотой, бредящих «полетами во сне и наяву», превысило порог зрительского терпения. Расслышав запрос страны, Дуров вернул на экраны простых романтиков — отважных моряков, готовых в любой момент подставить друг другу плечо и одолеть любого агрессора, где бы тот ни нарисовался. Например, среди бескрайних тихоокеанских просторов — в районе 7°18'северной широты, 138°11'восточной долготы. Кажется невероятным, что воспевающие мужское братство «Пираты ХХ века» могли так и не выйти в плавание — испугавшись импортного карате и белого порошка, комсомольские цензоры задвинули их на полку. Но Леонид Ильич, придя в восторг от того, как наши напинали «ихним», распорядился вернуть боевик народу. И поступил мудро. По свидетельству прокатчиков, несмотря на искусственно заниженный тираж фильмокопий, аудитория хита составила по 70 000 зрителей на каждую.
Тэги: |
|