НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-11-06-18-32-25
Юлия Барановская и Александр Гордон уже много лет работают вместе. Их по праву считают одними из лучших телеведущих на российском телевидении.
2024-11-08-04-50-04---
Глава поселка Чернышевский в Мирнинском районе Якутии, Артем Ширшов, объяснил людям задержку в выплате зарплаты "запоем" бухгалтера.
2024-10-28-04-10-18
Бывает, к сожалению, в жизни так, что дети решаются на самоубийство. И нередко потом к религиозным деятелям люди обращаются с вопросом о возможности отпевания таких...
2024-11-02-00-02-54
Трагедия произошла в подмосковном городе Клин. 68-летняя бабушка забрала семилетнюю внучку с занятия по рисованию. В квартире женщина вручила девочке сладкий презент – шоколадку...
-86-
Трагедия случилась в одной из больниц города Пензы. Там 46-летняя женщина задушила 86-летнюю бабушку. Подозреваемая свою вину уже признала.

Детский фильм, напугавший Америку, отмечает полвека

31 Марта 2015 г.

Полвека назад, 24 марта 1965 года, на экраны страны вышла сказка, пополнившая золотой фонд мировой классики, — «Морозко» Александра Роу.

В далеком советском детстве с лентами этого удивительного сказочника не мог разминуться ни один ребенок. Повзрослев, мы открывали заново их философскую глубину и житейскую мудрость, яркий, неподвластный времени образный язык. Подробности биографии создателя неизменно оставались за кадром, но их стоит вынести на первый план.

В 1905 году в город Юрьевец Костромской губернии приехал ирландский инженер Артур Говард Роу. Устроился работать на мукомольную фабрику, женился на обрусевшей гречанке. Спустя год на свет появился будущий сказочник, а еще через восемь лет контракт Артура Говарда истек, и он вернулся в Ирландию. Саша так и рос без отца — рано начал работать, окончил семилетку, поступил в кустарный техникум и примкнул к всероссийскому движению пролетарских агитбригад «Синяя блуза», в начале 20-х оказавшему колоссальное влияние на развитие театра и эстрады. Отсюда вышли Брехт и Пискатор, парады физкультурников, «живые» пирамиды... Участие в экспрессивных постановках синеблузников привило Роу вкус к свободной работе с художественной формой, вдохновило на поиски доступной массам образности и, в конце концов, привело в гости к народной сказке.

Как приблизить к современности, сделать родным и понятным иррациональный крестьянский миф? Разумеется, через гротеск и эклектику, — догадался Роу, к началу 30-х окончивший ленинградскую киношколу имени Бориса Чайковского. Поступив на «Межрабпомфильм», он начал осваивать азы мастерства, ассистируя вернувшемуся из-за границы Якову Протазанову. В 37- м перевелся на «Союздетфильм». Начинал как мультипликатор (первая же сказка «По щучьему велению» вошла в золотую пятерку довоенной советской анимации). Затем пошел дальше, переосмысливая образы «Василисы Прекрасной» (1939), «Кащея Бессмертного» (1944), «Майской ночи, или Утопленницы» (1952).

Александр Артурович был явно неравнодушен к мистике, но фольклор не стал для него внешним, карнавальным элементом — режиссер интересовался культурными архетипами, собирал коллекцию африканских шаманских масок... А прославился экранизациями русских народных и авторских сказок. Роу создал уникальный мир, объединенный сквозными персонажами и мотивами — пугающими, лубочными, неизменно узнаваемыми.

«Морозко» стал тринадцатой работой мастера. В основу сценария легла популярная народная сказка про безропотного пожилого крестьянина и его третируемую мачехой дочь. История имела несколько трагических вариаций — для «Союздетфильма» не годилась ни одна. Воспользовавшись сюжетной основой, Роу поместил в центр картины знаменитый эпизод знакомства Морозко с Настей: «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?» При помощи сценаристов — Николая Эрдмана и Михаила Вольпина — добавил новых персонажей и оригинальные сюжетные линии. Превратил историю Настеньки (Наталья Седых) в многоплановый приключенческий кинороман с элементами эксцентрики — достаточно вспомнить Инну Чурикову, сыгравшую Марфушку.

Из сказки «Иван с медвежьей головой» явился Иванушка (Эдуард Изотов) — отнюдь не дурак, зато хвастун. Оттуда же — волшебник Старичок-Боровичок (Галина Борисова). Для полноты картины Роу добавил разбойников и Бабу-Ягу (Георгий Милляр).

Кстати, все эти персонажи, нам знакомые с детства, произвели неизгладимое впечатление на американского обывателя. Типичные реакции янки на безобидную сказку дают уникальную возможность оценить, насколько различается наш и их культурный код. Американцы, судя по откликам, были шокированы: «самый странный фильм в истории кино!», «шизофреническая, ужасающая, психопатическая мешанина», «больше всего на свете Америка должна бояться одного: чтобы создатели «Морозко» не переметнулись в лагерь террористов и не стали снимать для них пропагандистские фильмы»...

Нашлись, однако, и вдумчивые заокеанские зрители, увидевшие советский шедевр совсем по-другому: «это самая захватывающая сказка о зрелости, вере и любви», «люди должны видеть эту экзотическую сказку». Высоко оценили фильм Роу и американские профи, отметившие картину премией Award of Excellence за лучший киносценарий для семейного просмотра от Консультативного совета по кинематографии США.

Европа поняла и приняла «Морозко» еще теплее. Картина завоевала «Льва святого Марка» на XVII Международном кинофестивале в Венеции, а в Чехии и Словакии до сих пор остается главным новогодним телехитом.

Крылатые фразы

— Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?

— Вот тебе, киска, сметаны миска! И ты молодец — вот тебе холодец! Заслужил, рыженький.

— Нет, не прынцесса...
— А кто же?
— Королевна!

— Мамань, а у Настьки коса лучше моей.
— Твоя дороже, твоя на ярмарке куплена.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!