ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Знаменитый путешественник Фёдор Конюхов: «На Земле нет некрасивых мест»

По инф. Телеинформа   
12 Сентября 2022 г.
Изменить размер шрифта

Уникальная экспедиция на мототехнике отправляется в эти выходные через пустыню Гоби. В ее составе легендарный путешественник Фёдор Конюхов, а также мотопутешественники Александр Юнанов и Игорь Голованов.

Знаменитый путешественник Фёдор Конюхов: «На Земле нет некрасивых мест»

Федор Конюхов, Александр Юнанов и Игорь Голованов

По пути к точке старта экспедиции они побывали в Иркутске, где подробнее рассказали о своих планах. Далее путешественники отправились через Улан-Удэ и Кяхту в Улан-Батор, а оттуда – в Даланзадгад.

От Северного полюса до Южного – через Гоби

Как пояснили организаторы, пустыню экспедиция будет пересекать на трехколесных трайках – это трехколесный мотоцикл размером с огромный джип на шинах низкого давления. Техника эта уникальная, созданная по спецзаказу. Изначально на ней планировалось покорять Северный полюс.

– Наши трехколесные трайки сделаны на частном заводе в Подмосковье. Мы с ее руководством познакомились, когда у нас родилась идея поездки на мотоциклах на Северный полюс. Просто трехколесная техника еще считается мотоциклом, четырехколесная – уже нет. Поскольку мы с Игорем мотопутешественники, то был вопрос, чтобы эта экспедиция была признана мотосообществом. После консультаций решили, что на двухколесной технике не будем даже пытаться, родилась идея трехколесной. Когда мы стали ее строить, меня познакомили с Федором Филипповичем. Он откликнулся на предложение ехать с нами, и мы построили три таких вездехода-амфибии, – рассказывает Александр Юнанов.

Однако планам по покорению Северного полюса не суждено было свершиться – вмешались внешние обстоятельства:

– Экспедиция была запланирована на апрель 2020 года, все было согласовано, МЧС давало самолет, и тут начинается ковид и все остальное. Раз переносим, два переносим, три переносим. И вдруг звучит предложение Конюхова – поехали в Гоби! Что нам снег? Поехали в песок. И с легкой руки Федора Филипповича мы за полгода подготовили эту поездку.

Фёдор Конюхов уточняет, что экспедиция в Гоби – всего лишь испытание для мототехники, на которой в дальнейшем хотят отправиться к Южному полюсу:

– Александр – очень опасный человек, он сразу замахнулся на Северный полюс. Это очень тяжело. Мотоциклы очень тяжелые. Я на Северный полюс несколько раз ходил – на собаках и на лыжах, там открытая вода, там торосы. Решили перенести свои планы в Антарктиду – там полегче, но туда добираться сложнее. Прежде, чем туда добираться и проходить там маршрут в 1350 км – я проходил на лыжах этот маршрут – надо технику испытать, как она работает. А где испытать? Под Москвой – это не то испытание. Решили поехать в Гоби. Я в Гоби был, в 2009 году путешествовал из Улан-Батора через всю Монголию на верблюдах и лошадях до Калмыкии. Но мы шли не по пустыне, а по степям, поскольку были лошади, нужна была трава, чтобы их кормить.

Саму же пустыню на мототехнике до сих пор не пересекал никто, это станет новым мировым достижением.

– Стартуем мы от Даланзадгада (город в Монголии – прим. ред.) и вдоль китайской границы идем до границы с Россией. По нашим расчетами маршрут должен составить 1500-1600 км, – говорит Александр Юнанов.

Он отметил, что по ориентировочным планам экспедиция должна занять около двух недель – однако никаких четких сроков не установлено, ведь возможны любые случайности, которые могут внести жесткие коррективы в проект.

Федор Конюхов рассказал об одном из самых ярких примеров подобных роковых случайностей, с которыми ему приходилось сталкиваться:

– Мы как-то хотели пролететь через всю страну на мотопараплане, от Белого до Черного моря, более 1000 км или 830 км по прямой, планировали поставить несколько мировых рекордов, думали, что без проблем преодолеем маршрут, а не смогли. Пролетели всего 300 км и потерпели аварию. А ведь, чтобы прилететь на Северный полюс – это большие затраты. Добраться до земли Франца-Иосифа, рассчитать так, чтобы ледокол шел к Северному полюсу и забрал нас. Это и время, и деньги. И произошла небольшая неувязка. Пока мы летели ниже тумана, солнца не было, мы летели без солнечных очков. Потом поднялись выше тумана, мой друг, напарник, пилот Игорь снял шлем, чтобы надеть очки, шлем улетел, попал в винт, его разбило, и мы упали, хорошо, под нами оказались льды, хотя вокруг воды открытой было много. Если бы попали в ледяную воду – могли и не выжить, не дождаться помощи. Казалось бы, такая мелочь – но все планирование оказалось напрасным.

Игорь Голованов подробнее рассказал о технических особенностях мототехники, на которой отправляются в экспедицию:

– Расход до трех литров в час, скорость в зависимости от условий – например, на «Байкальской миле» два года назад показали скорость 29,6 км/час. Реальная скорость с учетом полного бездорожья, думаю, будет 15-20 км/час, план составляли, исходя из этого составляли, а дальше – техника покажет. Все же цель этой экспедиции – проверка техники, ее жизнеспособности. Вес трайкаов – минимум 360 кг, с учетом обвеса сейчас он около 400 кг, а может быть еще больше.

Александр Юнанов сообщил, что с экспедицией будут следовать две машины сопровождения:

– Прикинули, сколько нужно топлива – только на трайки нужно полторы тонны, поняли, что с собой столько не увезем, будет специальная машина сопровождения, на которой будут баки с горючим. Но и она увезет только литров 400 плюс запас у нас на всех литров 100, этого нам дней на пять хватит. Раз в пять дней надо будет отправлять машину куда-то к цивилизации, пополнять запасы топлива. И будет еще просто машина сопровождения.

Кроме того, сам маршрут старались спланировать так, чтобы раз в три-четыре дня выходить к цивилизации:

– В такой жаре банально хочется иногда принять душ, не в походных условиях, – уточнил мотопутешественник.

Также он рассказал о сложностях, с которыми участникам экспедиции пришлось столкнуться при ее организации:

– У нас вообще была главная проблема – и пока еще не снята – перевозка наших трайков через границу. Откровенно говоря, это самодельные вещи, созданные из абсолютно разных деталей. Я в шутку называю их «газонокосилка и водопроводная труба». Там есть только маленький номер на двигателе – и все. И когда я столкнулся с тем, что мне надо пересекать две госграницы, был озадачен. Мы через российскую федерацию мотоспорта получили свидетельство, что это является спортинвентарем. Я монголам эти документы отправил, они ответили, что все нормально, должно пройти. Но меня для меня слово «должно» – это мало. Мы пишем в их министерство окружающей среды, что готовится экспедиция, просим оказать содействие. Мне вчера утром прислали ответ на монгольском, по данным переводчика суть письма в том, что оно должно для нас быть везде как охранная грамота, в нем указано требование оказать полное содействие и поддержку.

Земля, где нет некрасивых мест

При этом среди спонсоров экспедиции с российской стороны – только частные инвесторы. Федор Конюхов отмечает, что российские власти не стремятся такие путешествия поддерживать:

– Я путешествую 53 года, и никогда в эти путешествия не было государственных инвестиций, только за счет спонсоров. РГО никогда ни рубля не дало. Я сейчас улетаю на три месяца в Антарктиду, строю там полярную станцию, это за счет науки, но она дает очень мало, по сути – все идет за счет спонсоров.

Отвечая на вопросы гостей, он отметил, что РГО стоило бы больше внимания уделять изучению не только России, но и всего мира:

– Членом РГО я являюсь с 1979 года. И мне немного обидно – ведь мы – Российское географическое общество, мы должны изучать весь мир, как наши Миклухо-Маклай, Белинсгаузен и Лазарев, а мы только у себя работаем. У нас даже своего журнала, такого, как National geographic, нет. Россия – великая страна, великий народ, и нас должно волновать все. Почему я сейчас улетаю в Антарктиду – потому что нас это волнует, и мы хотим переделать атлас. Наши предки, которые открывали там острова, назвали их, а их потом переименовали. И там, где мы будем полярную станцию строить – это остров Смит, а в скобочках – остров Бородино. Там рядом – острова Смоленск, Малый Ярославец. Потом их взяли и переименовали. И сейчас нужно возвращать эти имена на карту, чтобы хотя бы мы знали, что есть такие острова в Антарктиде и других регионах Мирового океана. И я считаю, что РГО нужно поддерживать инициативы молодых, их экспедиции в самые разные места – хоть на собаках, хоть на чем.

Знаменитый путешественник также заявил, отвечая на вопрос, где ему больше всего нравится путешествовать, что на земле нет некрасивых мест:

– Если говорить об излюбленных местах, то я хочу вернуться в ту же Антарктиду, потому что я по ней шел в 1995 году от побережья до полюса за 67 дней, и больше я по ней не ходил. Собак в Антарктиду сейчас не пускают, нельзя на них сейчас там путешествовать. А тут как раз Саша с Игорем со своей идеей.

Но вообще я всегда говорю, что земной шар очень красив, на нем нет некрасивых мест. Бог создал нашу планету очень красивой. Я был и в пустынях, и в полярных странах, и в лесах, и в джунглях – все они красивы. Также, как нет на земном шаре некрасивых или плохих людей, Господь не мог таких создать. Но военная, политическая, экономическая и религиозная системы извратили их. Я когда-то был в сомали. Все считают, что ее жители – пираты, бандиты. А это очень красивая страна, очень красивые люди, там верблюды – его обнимешь, а от него вечностью пахнет. Там красивые и женщины, и мужчины, и дети. Пустыня очень красивая, особенно когда цветет, горы красивые – все красивое. Но когда там после развала Советского Союза распалась политическая и экономическая система, они превратились в бандитов, но их не Бог не создавал такими.

То же самое сейчас – противостояние с Америкой, Украиной. А разве эти страны не красивы? Украина какая красивая – степи, моря, горы. Так что нам нужно путешествовать, писать, исследовать, любить. Я живу в нашей стране потому, что я русский, я здесь вырос, здесь похоронены все мои предки. Так что давайте беречь нашу планету, в том числе – Байкал.

Сберечь планету

Отдельно Федор Конюхов отметил необходимость решения экологических проблем, в частности – микропластика:

– Я год назад был на Северном полюсе, на полярной станции, там дрейфовал, помогал в исследованиях микропластика в океане. Все об этой проблеме говорят очень скромно, поскольку в Северный ледовитый океан приходит больше всего микропластика с нашей стороны. Но при этом не надо говорить, что мы плохие. Просто посмотрите, какое у нас побережье этого океана, сколько туда впадает рек – Обь, Енисей, Лена, Индигирка и так далее – которые несут воды еще со Средней Азии, соответственно и пластик туда идет. А что в Америке – там всего одна река Юкон, и та впадает в Берингово море, в Канаде то же самое, в Гренландии рек вообще нет, датчане ничего не загрязняют, поскольку у них реки туда не впадают. А у нас какая там территория! Но при этом мы не должны стесняться, мы должны об этом говорить, в этом участвовать.

Путешественник отметил, что подобная ситуация и с загрязнением воздуха:

– Так же и ветра всегда дуют с запада на восток – с учетом этого я планировал свой полет на воздушном шаре. Так устроен мир, так происходит за счет вращения Земли. Когда мы ехали на велосипедах из Владивостока до тогда еще Ленинграда, над нами все смеялись – зачем вы едете против ветра. И также, если у нас заводы работают – дым от них несет на запад и через Северный полюс, потом на Америку и на Канаду. От них дым не может нести к нам, его сносит в Атлантический океан. И если говорят, что мы загрязняем – так это Земля так устроена. Но нам не надо об этом забывать, надо строить полярные станции, не забывать и обживать ту же Антарктиду, не забывать о других странах.

И рассказал о своих исследованиях ситуации с микропластиком в Антарктиде:

– Когда я был в Антарктиде, у нас не было еще разрешения [на исследование микропластика], сейчас мы его ждем. Мы пьем с вами воду из пластиковых бутылок – мы потребляем микропластик. Я в этом проекте участвую с 1993 года. Тогда еще поднималась проблема очистки планеты от полиэтилена. И в Антарктиде мне подсказали способ исследования, я собирал в большие ванночки помет пингвинов. Когда прилетел в Санкт-Петербург, там его растворили, процедили и увидели, что есть микропалстик. То есть пингвины рыбу едят, воду пьют – и в них попадает микропластик. Так что мы должны волноваться за всю планету. Наши предки молодцы, что придумали пластик, без него мы не обойдемся, но мы не придумали, как его утилизировать.

«Просто» проехать

По просьбе гостей Федор Конюхов подробнее рассказал и о своей гонке на яхте вокруг Антарктиды:

– Мы шесть лет напряженно готовились. Решался вопрос – кто первый обойдет на яхте вокруг Антарктиды, не выходя из сороковых широт. Призом было то, что в честь победителя назовут сектор в Антарктиде. На старт вышли англичанин, француз и я – три яхты. Англичанин налетел то ли на кита, то ли на льдину – сломался и сошел. А в это время от Антарктиды оторвался гигантский айсберг, длиной 200 км, высотой метров 70, с пингвинами, и как раз подошел к сороковым широтам. Француз первым подошел к нему, я от него сильно отстал – у меня яхта хуже, опыта меньше. А француз подошел – и ему некуда деваться. Если обходить айсберг, он его вытеснит за сороковые, а сзади его нельзя огибать, потому что от него лед откалывается и идет шлейф. И второй участник тоже сошел с дистанции. Я подошел к айсбергу, и поступил безграмотно, пошел огибать его сзади, мне борт погнуло. А когда прошел его, то понял, что остался один. А ведь изначально меня просто для количества пригласили, никто не думал, что я выиграю. После этого я не спеша дошел до Австралии и закончил гонку. И получил приз, мы не отдали тот сектор.

При этом Александр Юнанов в продолжение разговора об экспедиции отметил:

– Гоби никто не пересекал на мототранспорте, поэтому нам, как Федору Филипповичу в случае с яхтой, надо просто проехать. Заявку в Книгу рекордов России мы подали, они ждут только подтверждения выполнения нами своих обязательств. По времени мы не ограничены. Есть задача – преодолеть полторы тысячи км.

Предполагается, что экспедиция стартует 10 или 11 сентября.

По инф. Телеинформа

  • Расскажите об этом своим друзьям!