Может ли Байкал стать федеральной территорией и во что это выльется для нас? |
По инф. Телеинформа |
02 Июля 2021 г. |
В России продолжается активное обсуждение перспективы получения Байкалом статуса федеральной территории. «Телеинформ» публикует статью депутата Госдумы от Иркутской области Михаила Щапова, где он развернуто и подробно оценивает возможные перспективы. В конце прошлого года в России появился новый вид территориального образования – федеральная территория. Не регион, не муниципалитет, а особая структура с огромными полномочиями местных управленцев. Появилась она в Сочи. За первые месяцы федеральная территория обросла имуществом, и вот-вот получит свой бюджет. Иркутской области следует внимательно наблюдать за этим экспериментом. После 2025 года нечто подобное может появиться и у нас. Тем, кто не слышал про федеральные территории, поясню: летом 2020 года в стране приняли поправки к Конституции, в которых прописано право правительства создавать особые территории – с прямым федеральным подчинением. Они должны исключаться из состава субъектов России, но не будут превращаться в самостоятельные регионы. Изначально речь шла о локациях, где находятся военные и стратегические объекты, заповедники, приграничные зоны. Словом, объекты, которым, с точки зрения властей, нужен особый присмотр. А спустя несколько месяцев Госдума приняла закон о первой федеральной территории – поселке Сириус в Сочи. Этот участок – 1400 гектаров – вывели из границ Сочи еще в феврале 2020 года. По распоряжению правительства РФ его обозначили как отдельную административно-территориальную единицу – поселок городского типа Сириус. А в декабре ПГТ получил статус первой федеральной территории. Почему здесь? В границах Сириуса сосредоточены олимпийские объекты Имеретинской низменности и трасса Формулы 1. Они дорогие в содержании – логично было перевести их под федеральное крыло. Кроме того, здесь расположен федеральный образовательный центр для талантливых детей «Сириус». Здесь есть порт и железнодорожный вокзал, дорогие отели и апартаменты, проектируется медицинский центр и набережная. Все для того, чтобы дебютировать с маленьким экономическим чудом. По закону, Сириус имеет собственный бюджет, а также имущество – депутаты Кубани и Сочи уже передали безвозмездно ему земли и объекты. У него свои органы управления – глава и совет (что-то вроде местной думы) из 17 членов. Есть устав территории. Вот только глава здесь не избирается, а назначается президентом РФ. И в совет избираются населением только девять членов из 17, трое назначаются президентом РФ, еще трое – правительством РФ, один – губернатором Краснодарского края. Население, кстати, здесь, по официальным данным, более 12 тысяч человек. В перспективе – до 40 тысяч. Но главное, пожалуй, то, что законы Краснодарского края и правовые акты администрации Сочи не распространяются на территорию Сириуса. А органы управления новоиспеченной федеральной территории аккумулируют в своих руках полномочия, которые обычно распределены между федеральным, региональным и местным уровнями. Вопросы градостроительства и землепользования, в том числе выдачи разрешений на строительство и ввода зданий, техническое регулирование и регулирование тарифов, ЖКХ, образование... Это далеко не полный список. Более того: новые поправки в бюджетный и налоговых кодексы дают «Сириусу» невиданную автономию. Если коротко, региональные законы о налогообложении в Сириусе тоже не будут действовать. Только Налоговый Кодекс и местные решения. Если федеральный центр решит, что налог на имущество организаций в Сириусе будет начисляться по максимальной ставке 2,2%, то какие бы льготы ни вводили власти Краснодарского края по этому налогу, в границах Сириуса он останется 2,2. Совет Сириуса тоже сможет вводить и отменять свои налоги, без оглядки на власти Кубани. Еще момент: все деньги, которые собираются на этой территории, на ней же и останутся. Тогда как обычный муниципалитет, вроде Сочи или нашего Иркутска, часть налогов делит с регионом. Например, НДФЛ. А часть вообще полностью уходит из городов и районов в региональный бюджет или распределяются между регионом и федерацией. Привлекать инвесторов в этот уголок черноморского побережья планируется льготами по НДС, субсидиями на уплату таможенных пошлин и возмещением процентной ставки по кредитам. Кроме частных инвестиций, в федеральную территорию, по всей видимости, будут вкладывать и серьезные средства из госбюджета. Недавно было предложено создать индивидуальную программу для Сириуса, куда войдут проекты развития объектов инфраструктуры. В том числе и за его пределами, если они обслуживают федеральную территорию. Новое образование уже обрастает своими ведомствами. Например, в Генпрокуратуре создан новый отдел по надзору за исполнением федерального законодательства в Сириусе. В общей сложности под новое территориальное образование вносятся поправки более чем в два десятка федеральных законов и кодексов. Зачем такие сложности? Правительство заявляет: чтобы эффективнее управлять территорией. С одной стороны, это так. В Сириусе из управления исключаются региональный и районный уровень власти – между федерацией и населением, резидентами территории не будет лишних звеньев. Это в самом деле ускорит коммуникации. В обычном порядке, чтобы отправить деньги из госбюджета на "землю", нужно принять муниципальную программу, включить ее в региональную, затем в федеральную. Согласовать решения в районной, а затем региональной думе. Вопросы могут решаться месяцами, а то и годами. Добавим сюда некомпетентность и интриги. Как подковерные игры могут заволокитить проблему, мы в Иркутской области знаем хорошо. А сосредоточение полномочий на одном уровне и назначаемость управленцев сведут эти риски к минимуму. С другой стороны, районные и региональные думы не зря называются представительной властью. Они избираются населением и представляют его интересы и чаяния. И то, что федеральная власть отодвинула их в сторону, говорит об ее отношении к идее гражданского самоуправления в целом. Понятно, что причины для разочарования есть, но ведь чтобы что-то получилось, надо делать это что-то снова и снова. У нашей страны слишком малый опыт представительства, его надо нарабатывать, надо ему учиться, а вместо этого мы снова слышим «сначала научитесь плавать, а потом мы воду в бассейн нальем». Это неправильно. Тем не менее, на отдельно взятой территории такая схема позволит сконцентрировать ресурсы – финансовые и кадровые, позволит применять методы проектного управления и вообще заточить систему под решение конкретных задач. Вопрос в том, каких? Заявлено, что Сириус должен стать российской силиконовой долиной, точкой притяжения отечественных IT-компаний. Стать площадкой развития урбанистических технологий. Городом-кампусом. Но главное – и это указано в преамбуле закона – на его примере федеральный центр намерен отработать самые разнообразные новые технологии (от управленческих до чисто технических) для их будущего масштабирования там, где они могут быть применимы. Идея федерального центра понятна и логична: денег в экономике не хватит для равномерного и динамичного развития всей страны, поэтому пока будем вкладываться в отдельные зоны опережающего развития. Будем создавать такой внутренний Сингапур. А там, глядишь, и прилегающие территории подтянутся по уровню жизни. Безусловно, этот опыт интересен и полезен. Но сомнения – и довольно сильные – возникают. Зная способность чиновников извратить самые благие начинания, можно опасаться, что из проектов опережающего развития, полигонов новых технологий для страны, такие анклавы превратятся во внутреннюю Швейцарию для тех, кто из-за международных санкций стал невыездным. На небольшой территории с беспрецедентными полномочиями, с частными, а в случае необходимости, и федеральными деньгами, можно сделать курорт действительно мирового уровня... для своих. Специальный отдел прокуратуры и налоговая автономия наводят на мысль, что этот анклав может стать непроницаемым для стороннего контроля и недоступным для закона. Это уже не Швейцария, а какая-то Тортуга. А теперь самое важное. Почему этот эксперимент должен интересовать жителей Иркутской области? Да именно потому, что федеральный центр заявил о намерении масштабировать этот опыт. Еще при обсуждении проекта федеральных территорий Байкал называли одним из примеров, подходящих для подобного статуса. Для Иркутской области это будет означать не только потерю большого куска земли, но и в перспективе потерю ключевого фактора для развития региона. Краснодарский край богат и привлекателен для людей и инвесторов сам по себе. Это один из самых динамично развивающих регионов страны. И появление инвестиционного «пылесоса» в его границах, скорее всего, не будет слишком заметно. А вот про Иркутскую область такого сказать нельзя. У нас даже ОЭЗ и ТОСЭР не могут привлечь сколь-нибудь крупные и стабильные инвестиции. А теперь представьте, что самые привлекательные куски области переходят в прямое федеральное управление. Зачем вкладывать государственные и частные средства во всю большую холодную малообжитую область, если есть такая компактная и симпатичная «игрушка»? В конце концов, кто-то любит теплое море, а кто-то – охоту и рыбалку. Так что на роль внутренней Швейцарии Байкал тоже может подойти. Кстати, можно провести параллель между тем, как выселяли жителей Сочи и Адлера перед Олимпиадой, и тем, что происходит с имущественными правами жителей прибайкальских поселков сейчас. Там предлогом были Олимпийские объекты, у нас – нацпарк и охрана Байкала. Разница лишь в том, что на юге это бы происходило в духе «буря и натиск» – быстро и громко, а у нас скорее «мытье и катанье». И в отличие от Сочи, где большинству местных предлагали какой-то выкуп, у нас на выкуп никто не разменивается, просто отнимают дома и земли по суду. Нельзя допустить, чтобы идея федеральной территории переродилась в такой формат. Будем следить за экспериментом в Сочи, чтобы точно знать, во что превратится Сириус. А значит – понимать, какую судьбу нам уготовило федеральное правительство. А понимая это, уже можно либо бороться, либо, наоборот, поддержать идею.
|
|
|