Малой Родине – молодеть! |
Анатолий ВЫБОРОВ |
23 Сентября 2023 г. |
Праздничная и одухотворенная атмосфера царила в минувшее воскресенье в поселке Центральный Хазан Зиминского района – его жители, многочисленные гости и земляки со всего района, соседнего Саянска и областного центра отмечали значимое для всех событие – 85-летие родного поселения и освящение местного храма, воздвигнутого год назад при помощи земляка-мецената.
«Богоугодное дело, нужное людям»Этот необычный день для многих жителей Центрального Хазана начался ранним утром на околице. По случаю престольного праздника в поселок из Кафедрального Благовещенского храма Саянской епархии был доставлен ковчег с частицами мощей Муромских чудотворцев – святых благоверных князей Петра и Февронии, во имя которых и был назван поселковый храм. Верующие и духовенство, местные жители и гости праздника встретили святыню на въезде в населенный пункт и крестным ходом принесли в храм. Затем состоялось освящение храма, которое, по благословению приболевшего епископа Саянского и Нижнеудинского Алексия, совершил секретарь Епархиального управления протоиерей Иоанн Борисюк в сослужении иереев Саянского церковного округа Иоанна Гернешия, Николая Захожего и Андрея Джамбулатова. В заключение престольного праздника была совершена божественная литургия, после которой протоиерей Иоанн Борисюк поздравил всех со знаменательным событием и выразил благодарность всем содействовавшим в строительстве и благоукрашении храма. Слова особой признательности были обращены к основателю и, собственно, создателю этого храма иркутскому предпринимателю и меценату Сергею Петровичу Костюкову. «Вы вместе со всеми нами свершили богоугодное дело, которое так нужно сейчас людям», – сказал при этом Иоанн Борисюк. Основатели поселка – военнопленные, ссыльные и… добровольцыИстория возникновения этого культового сооружения, как и самого поселка, весьма примечательна. Дело в том, что православного храма как такового никогда и не было в Центральном Хазане с момента основания этого населенного пункта в далеком 1938 году. В том числе и ввиду «разномастности» вероисповеданий его первых жителей, а больше – из-за антирелигиозного настроя как властей, так и населения в то непростое время.
Первыми вынужденными поселенцами в примитивных бараках здесь стали военнопленные японцы, которых после вооруженного конфликта на КВЖД в 1938 году сослали сюда на лесозаготовки. Вскоре после наступившего перемирия многие из них возвратились домой, а производственная лесозаготовительная база осталась. Страна меж тем остро нуждалась в ту пору массовой индустриализации в древесине, и лесозаготовки по решению сверху нужно было не только продолжать, но и наращивать. Рабочий люд сюда в те годы набирали отовсюду. Основателями нового поселения становились и местные крестьяне, которым, кстати, на лесозаготовках платили гораздо больше, чем в родных колхозах, и «неблагонадежные» финны и украинцы, которых ссылали сюда во время войны с Финляндией или при присоединении к СССР Западной Украины в 1939 году. Позже, после окончания войны, таких ссыльных из Украины, Литвы, Польши значительно прибавилось. Но на развитие лесной индустрии ехали сюда и добровольцы со всей страны.
За долгие последующие годы некоторые из переселенцев вернулись на Родину, а многие, переплавившись в огромном плавильном котле сурового края, стали как бы новой народностью – сибиряками. Но тяга к духовным началам не исчезала. Уже в обновленной России верующие сначала собирались в отдельных молельных домах, а потом пришло решение воздвигнуть в поселке свой православный храм.
За помощью в его возведении и решили обратиться к своему бывшему земляку, ныне успешному предпринимателю из Иркутска С. П. Костюкову. Он, хотя давно и не живет в Хазане, но, как и встарь, по-прежнему помогает своим землякам во всем. То вместе со своими предприятиями медоборудование, форму или белье в местную больницу закупят, то отремонтируют и оборудуют компьютерные классы в школе или предоставят аппаратуру в поселковый Дом культуры, а то и заново воздвигнут величественный мемориал участникам Великой Отечественной войны и ветеранам труда родного поселка. Селяне как знали, что он не откажет, что их село и для него всегда остается родным. «Если есть возможность – надо помогать»– Впервые после распределения из вуза я приехал сюда в 1980 году, – делится воспоминаниями Сергей Костюков. – И влюбился в поселок на всю жизнь. В Хазане прошли мои лучшие молодые годы, здесь родились и выросли мои дети, здесь я стал тем, кем являюсь сейчас. Жизнь тогда кипела в поселке 24 часа в сутки. Сначала работал на производстве, в 90-е создал с товарищем свое пекарное дело – обеспечивали весь поселок и даже район хлебом, пекли калачи, пряники и даже торты. Позже судьба распорядилась так, что я уехал обратно в Иркутск, занялся другими направлениями бизнеса и производства. Но мои корни и душа остались тут – в родном Хазане… (Кстати, как вспоминают односельчане, пока Сергей Петрович жил здесь, он многие годы был депутатом и не только знал все насущные проблемы поселка, но и помогал землякам всем чем мог: решал их бытовые вопросы, поддерживал больницу и детский сал, передавал туда продукцию своей пекарни, закупал необходимую бытовую химию. Так что те его добрые дела люди помнят и по сей день. А дела эти с годами только множились.) – Когда жители поселка попросили возвести храм, я поначалу сомневался: не случится ли так, что приход будет пустовать? Ведь поселок небольшой, – откровенно признается Сергей Костюков. – Но при последующих беседах с жителями, при встречах с духовенством сообща в итоге решили твердо: храму в Центральном Хазане быть! Поначалу долго думали над названием, пока мой сын Денис, тогда еще генеральный директор фирмы «Байкалкварцсамоцветы», с помощью которой тоже сооружали этот храм, однажды не сказал мне: «Папа, а что тут думать? Название же на поверхности! Ведь наш поселок всегда славился хорошими крепкими семьями, и семейный храм в честь покровителей семьи и брака – святых Петра и Февронии – самое лучшее название». А и действительно: здесь сельчане семьями смогут соблюдать все таинства: рождение, крещение, исповедание, венчание. Так что я с легким сердцем и душой взялся за строительство храма, чтобы он служил на благо всем живущим в Хазане. Если у тебя по жизни появилась такая возможность – помогать другим людям, то почему бы этого не делать? К сожалению, Дениса Сергеевича из-за коварной болезни уже два года как нет с нами, но вот остались на его Родине его слова и дела. И память…» Здание храма из клееного бруса возвели тогда быстро – меньше чем за год! Воздушное сооружение в розоватых пастельных тонах, будто фламинго, парит теперь на небольшой возвышенности Центрального Хазана. А специалисты из АО «Байкалкварцсамоцветы» за это время изготовили для храма еще и удивительной красоты иконостас из офикальцита. Теперь вот храм еще и осветили. И он будет служить жителям поселка многие лета… И грянул праздникА праздничные мероприятия, посвященные 85-летию Центрального Хазана, продолжались. К полудню нарядно украшенные колонны коллективов местных предприятий и учебных заведений чинно прошествовали под звуки военного оркестра по центральной улице поселка к Мемориалу Славы. Здесь проходил торжественный митинг, посвященный юбиляру и его былым труженикам – ветеранам предприятий поселка.
А именно они, ветераны, и принесли ему славу. Это при них и поселок, и основное производственное предприятие – леспромхоз – достигли апогея своего развития и процветания сначала в 60-е, потом в 70-е и начале 80-х годов прошлого века. Население Центрального Хазана с прилегающими участками лесозаготовки достигло тогда пяти тысяч жителей. Леспромхоз, насчитывавший сотни работников, многие десятки единиц лесозаготовительной техники, 30 паровозов и шесть мотовозов отгружал стране по своей узкоколейной железной дороге до 1,2 млн кубометров древесины в год. Сюда из Нижнеудинска перевели лесотехническую школу, которая готовила кадры для лесной отрасли. В поселке тогда вместо бараков появились добротные жилые дома, была построена средняя школа, больница, клуб, а силами молодежи и объединенного рабкома на заброшенной протоке создано прекрасное место отдыха для жителей всей округи – с прудом, спортивными площадками, кафе и танцплощадкой.
Именно поэтому, наверное, когда одного за другим у Мемориала Славы от имени властей Зиминского района и Хазанского муниципального образования награждали многих и многих ветеранов села почетными грамотами и ценными подарками, все присутствующие на празднике селяне, от мала до велика, восторженно приветствовали каждого из них. …А потом в программе празднования был великолепный концерт в Доме культуры силами местных коллективов художественной самодеятельности, выступление военного духового оркестра, различные спортивные, развлекательные программы и дискотека для молодежи, перешедшие к вечеру в массовые народные гуляния на главной площади поселка. С особым вниманием жители и гости Хазана посмотрели фильм (также предоставленный меценатом) об истории их поселка и леспромхоза. Во время его просмотра многие с ностальгией окунулись в прошлое поселка и в свою молодость, узнавая по фотографиям и хронике и свои давние трудовые будни, и себя молодых, и своих знатных односельчан – таких как Герой Социалистического Труда Павел Александрович Бронников или кавалер ордена Ленина Александр Васильевич Юрченко, свершавшие, как и они, свои трудовые подвиги еще в той стране… Вопреки всемуСудьба многих таких поселков – центральных усадеб леспромхозов – в советское и постсоветское время была незавидной. Вырубив лес, лесозаготовители уходили на новые лесосеки, а их поселения, как правило, хирели и умирали. Центральному Хазану повезло. Вопреки всему он не только выжил, остался на плаву, но даже хорошеет и развивается. Во многом этому способствует присутствие в поселке лесовосстановительного предприятия, дающего работу людям и перспективу территории, наличие здесь крепких соцучреждений – средней школы, больницы, училища, Дома культуры, а также трепетное, хозяйское отношение к поселку местных властей. Сказывается и близость поселка к райцентру – городу Зиме, жители которой, по типу подмосковной Барвихи, не прочь переехать из шумного города на постоянное место жительства в эти дивные по красоте места. Но, думается, главным фактором стабильности Центрального Хазана являются все же люди – его жители, которые безмерно влюблены в свой поселок и прилагают все силы, чтобы он оставался таким же красивым и ухоженным, как прежде. Строят здесь добротные дома, облагораживают и украшают не только свои приусадебные участки, но и все окружающее их пространство. А еще люди, которые, даже покинув поселок, приезжают на свою малую Родину вновь и вновь и помогают ему всем чем могут. На ночлег меня в Хазане устроили у гостеприимных хозяев – Анны и Владимира Алексеенко. Так вот в беседе Анна Леонидовна высказала интересную мысль: «Если бы у каждого нашего села, деревни был такой свой земляк, как наш Сергей Петрович, представляете, насколько была бы успешней и лучше жизнь как на малой Родине каждого, так и на нашей общей, большой!» С этой фразой в голове и я ехал всю обратную дорогу до Иркутска и все думал: «Вот если бы… И где же они?» …Старожилы поселка в своих пожеланиях (и на юбилейном торжестве, и в высказываниях в фильме) говорили об одном – чтобы их родной Хазан продолжал жить, хорошеть и молодеть. И, судя по настрою его жителей, по тому, сколько на празднике было молодежи и детей, убеждаешься, что Центральному Хазану – этой малой Родине многих и многих поколений его жителей, бывших переселенцев из многих и многих территорий некогда необъятной нашей страны – жить, процветать и молодеть!
|
|
|