Фонд музея истории Иркутска пополнился картиной сибирского художника Аркадия Вычугжанина |
Алина МАЙСКАЯ, Телеинформ |
27 Сентября 2019 г. |
Музей истории Иркутска хранит в своих фондах правдивую и настоящую летопись столицы Восточной Сибири. В нем собрано все, что так или иначе связано с Иркутском и людьми, прославившими его. Теперь в музее появилась еще одна редкость – картина известного сибирского художника Аркадия Вычугжанина, которую приобрела и безвозмездно передала культурному учреждению Иркутская нефтяная компания. Аркадий Вычугжанин известен тонкими психологическими портретами. Он, как никто другой, умел увидеть в будничном нечто прекрасное, а потом воссоздать лучшие черты на полотне. Его работы уже давно раскупили частные коллекционеры и музеи всей России. Этюд «Портрет сына Вани», который удалось выкупить ИНК – последняя крупная работа художника, доступная для приобретения. Заполучить ее в коллекцию – большая удача. Сотрудники Иркутской нефтяной компании рассказали, что к ним обратились члены семьи Вычугжанина и предложили пополнить фонд музея истории города Иркутска этюдом художника. Тем более что в этом музее уже есть одна работа Аркадия Ивановича. «Портрет сына» составит ей прекрасную пару. ИНК решила поддержать музей и выкупила у семьи Вычугжанина картину, которую торжественно презентовала культурному учреждению 17 сентября. Старший научный сотрудник музея истории Иркутска Сергей Бригидин рассказал, что «Портрет сына Вани» – это этюд, написанный темперой, который был сделан мастером в 1966 году в качестве эскиза к портрету коммуниста Евстропова – деда Аркадия Вычугжанина. Эта техника интересна тем, что темперные краски чрезвычайно сложны в обращении. Ими писали еще иконописцы Древней Руси до изобретения масляных. Темперные краски нужно по-особому готовить, а писать ими нужно быстро и сразу «на чистовую», так как они быстро сохнут, и исправить что-то потом невозможно. Искусствоведы говорят, что Вычугжанин освоил эту технику в совершенстве. Более того, его можно поставить в один ряд с известнейшими портретистами ХХ века – Валентином Серовым, Ильей Репиным и Николаем Фешиным. «Портрет сына Вани», по словам Сергея Бригидина, – совершенно самостоятельное произведение искусства. Он получился камерным и очень теплым. И это несмотря на то, что написан он в абсолютно холодной гамме. В работе чувствуется теплота и нежность, которую мастер испытывал по отношению к своему сыну. Как рассказал начальник управления информации и массовых коммуникаций Иркутской нефтяной компании Сергей Евчик, в компанию обратились члены семьи художника с предложением пополнить фонд музея истории Иркутска работой мастера. Приобретение работы Аркадия Вычугжанина стало большой удачей, потому что картины художника – это большая редкость. – Мы очень рады, что в музее появится еще одна картина Аркадия Вычугжанина, которого высоко ценили современники, но которого сейчас подзабыли. Мы надеемся, что наш подарок поможет сохранить его наследие, и эта работа займет достойное место в экспозиции музея, – отметил Сергей Евчик. Директор музея Сергей Дубровин заметил, что очень многие экспонаты появились в учреждении благодаря неравнодушным иркутянам. – Наш музей – самый городской, потому что он на 70% состоит из того, что подарили нам люди, которые любят Иркутск и считают, что именно здесь должна отразиться вся его деятельность. То, что сегодня решен вопрос о дарении нам картины компанией ИНК, говорит о большом желании развивать наш город, чтобы он встал в один ряд с городами, которые гордятся своими музеями. Посетители, приходя к нам, видят работы наших местных художников, – выразил благодарность Сергей Дубровин. Официальное признание одному из талантливейших художников советского периода, члену Союза художников России Аркадию Ивановичу Вычугжанину, принесли именно портреты. По мнению искусствоведов, не меньшей ценностью обладают даже подготовительные работы мастера, его этюды, эскизы и наброски. В настоящее время приобрести работы художника очень трудно, творческое наследие Вычугжанина хранится лишь в частных коллекциях и музеях. «У его поколения было ощущение, что жизнь может закончиться в любой момент, поэтому каждую свою работу они делали, как последнюю, как то, что должно сиять», – пишет о своем отце и учителе Аркадии Вычугжанине его сын Александр. Анатолий Алексеев, академик и член-корреспондент Академии художеств СССР, вспоминает о республиканской выставке «Советская Россия» 1960 года: «Вычугжанин показал несколько портретов. Весь выставком работы Вычугжанина встретили аплодисментами. Редко кто удостаивался такой чести. После просмотра работ в иркутской организации Союза художников РСФСР аплодисменты повторились».
|
|
|