НА КАЛЕНДАРЕ

Достоевский... в куклах

Михаил ЮРОВСКИЙ   
25 Сентября 2021 г.

Говорить, что вся жизнь театр, наверное, стоит после того, как всё узнал и всё пережил. Театр кукол всё чаще становится самым настоящим полигоном страстей. И решение ставить «Дядюшкин сон» Достоевского – более чем актуально. После премьеры мы поговорили с режиссером Игорем Казаковым, он родом из Беларуси, поставил более 40 спектаклей на выезде. Иркутск для него – второй сибирский город после Томска, и очень знаковый.

Говорить, что вся жизнь театр, наверное, стоит после того, как всё узнал и всё пережил.

– Для меня история «Дядюшкин сон» – метафора того, что жизнь хрупка и скоротечна. И квинтэссенцией всего пережитого, мгновенно пронёсшейся жизни, является только одна любовь. Вся жизнь пролетает как сон, и в ней остаётся одно – самое важное – это воспоминания о былой любви, которые преследуют главного героя Князя во всём.

– Было ли что-то подобное и в вашей личной жизни?

– Для меня вопрос жанра определен как сентиментальная комедия. Это история про то, где хочется и посмеяться, и поплакать. Странное дело, но к своим 40 годам я тоже стал почему-то сентиментальным. У меня было достаточно много весьма жёстких спектаклей, а сейчас пошёл период переосмысления. Именно с этим связан для меня и выбор рабочего материала. Старость – итог всего пережитого, поэтому старость получается одновременно и смешной, и трагической. И мне кажется, с высоты полёта прожитой жизни Князя, возникает некая аллегория. При всей внешней простоте комедии характеров, они даже здесь не столько характеры, сколько типы. И именно в этом водевиле проглядывается глубина и очень даже экзистенциальные вещи.

– Не угнетает ли вас сама мысль, что люди со времен Шекспира ничуть не меняются?

– Меня это не шокирует, но и не оставляет в покое. Эта тема вечных людских страстей. Несмотря на то, что все действие происходит в декорациях XIX века – главная моя идея из такого серьёзного материала сделать шарж на современность. Важно то, что человек всё такой же узнаваемый, что тогда, что сегодня.

Говорить, что вся жизнь театр, наверное, стоит после того, как всё узнал и всё пережил.

– Иркутская труппа вас чем-то удивила, порадовала?

– У Иркутской труппы есть всё: опыт, энергия, молодость и традиции. В общем-то, эта история как-то так и раскладывается на репертуар. Но при этом мы пригласили ещё и из Иркутского музыкального театра народного артиста РФ Владимира Яковлева. Дело в том, что у главного персонажа есть четкая акварельная изобразительная графика – и всё это делает его своего рода шаржем – это интересная с одной стороны, но с другой стороны довольно сложная задача. Держать форму карикатурного персонажа непросто. Здесь есть определенное движение. И ритм практически водевильный!

– Ну, а для вас чем важно это произведение – «Дядюшкин сон»?

– Это мой 41 спектакль, поставил я уже достаточно много – это и Гоголь, и Шекспир, белорусские классики, Брехт, Островский. Спектакль – это ведь всегда какое-то высказывание на определённую тему, на определённый период жизни, и моей в том числе. В этой истории я не стремился выделиться как режиссёр, важнее было честно поговорить на эту тему. И на моём этапе жизненного пути давно пора себе самому и миру сказать, что есть вещи, которые действительно очень важны. Например, трагическая любовь... Есть и пена, которая всех нас одолевает в виде соблазнов и ещё чего-то...

Для меня лично очень важно, что Зина одна-единственная сделала поступок – одна из всего этого общества. Очнувшись, она всё осознала.

Для меня всегда важно определить в каждой постановке над чем и над кем мы смеёмся. Немцы, кстати, очень не любят смеяться над собой, смеяться над другими – это да! А русская душа, особенно Достоевский, склонна к саморефлексии и юмору. Город Мордасов – это, конечно, образчик всех нас теперешних. Да и тема мещанства никуда не ушла, хотя, может быть, ныне и не так остро стоит... Конечно, фраза Князя: «Я сейчас еду за границу. Сейчас все едут за границу. За границей новые идеи!». Как никогда актуальна, на мой взгляд. И я ещё точно не знаю, как у вас, но у нас бы весь зал лёг... Достоевский писал «Дядюшкин сон» после ссылки, и он, как мне кажется, подобно Салтыкову-Щедрину описал всю желчь провинциальной рутины.

Внезапно к нашей беседе присоединяется на короткий миг исполнитель главной роли Владимир Яковлев. И, пользуясь случаем, спрашиваю, легко ли далась ему главная роль:

– Было нелегко. Раньше я играл приближённую к такой роли – «Тевье-молочника» («Скрипач на крыше»), но тут были ограничены сроки – всего две недели на роль. Посмотрев постановки «Дядюшкина сна» в других театрах, я убедился, что этот спектакль был написан, прежде всего, для кукол. Вы посмотрите, какие прекрасные лица у актеров, и какие у них маски! Вот именно свою душу они и показали через них. Я очень рад, что согласился на эту постановку.

– Спасибо за отклик.

Говорить, что вся жизнь театр, наверное, стоит после того, как всё узнал и всё пережил.

И вопрос вновь к Игорю:

– Появление князя в красном камзоле вначале немного шокирует. Своей просто гренадёрской формой он заслоняет всех. Это такой специальный прием?

– Князь является красной тряпкой, раздражителем всех чувств обывателей Мордасова. Мне нравится, если возникают какие-то аналогии к новым русским или иным декадентам. Ну, а Зина – это такая Ундина, совсем непорочная для этой меркантильной среды. Главное действующее лицо, Мозгляков, тоже смотрит на Зину слишком по-мещански. Как красивую вазу все хотят поставить ее в некое положение у себя дома. Это тоже очередная мещанская спекуляция. Там нет той настоящей любви. Все герои произведения разной природы, и все решены по-своему. И то, что в целом действо разворачивается далее как кошмарный сон, и то, что Князь всё тут же забывает – большая кара для долго и рьяно плетущей всю эту интригу Москалёвой. Автор подводит всех к тому, что смерть – это итог и для Князя, и для многих. Но насколько это всё приближено и узнаваемо для иркутян – не мне судить. Ведь я только постигаю и узнаю русскую душу. И Сибирь я только открываю для себя через Томск (где я недавно работал над произведением Салтыкова-Щедрина), через Иркутск. Но при этом тема манипуляции людьми и их чувствами стала трюизмом — избитой истиной. Прав Владимир Яковлев, что этот спектакль именно для кукол — того, что разыгрывает главная героиня Москалёва. Разыгрывает с куклами, разыгрывает телом, голосом.