НА КАЛЕНДАРЕ

Хранители

С хранительницей каменного мира беседовал Антон СТЕПАНОВ   
20 Мая 2022 г.

«Недавно мы всей семьей побывали в музее села Смоленщина, где хранятся редкие минералы нашего края и собраны лучшие образцы изделий из знаменитых сибирских самоцветов. И были просто поражены всем этим: оказывается, совсем рядом с нашим городом находится такая многообразная коллекция минералов Сибири, такое великолепие настоящих произведений искусства, выполненных их поделочных и полудрагоценных камней нашего края – чароита, нефрита, офикальцита, лазурита, что просто дух захватывает. И все это там не просто можно посмотреть, но и соприсутствовать при рождении всех этих шедевров в руках местных мастеров. А то и приобрести их. И совсем недорого – по ценам производителя, и без риска, как на стихийном рынке в той же Листвянке, куда мы чаще всего возим за сувенирами наших гостей, ездим сами. Но особый восторг от этого посещения был у наших детей: они просто не хотели оттуда уходить – так изумили их различные резные зверушки и сказочные персонажи из камня, так очаровала своим рассказом о жизни камней и изделий из них хранительница этого музея Ирина Владимировна Булавинцева. А в конце действа нас еще угостили кофе и фирменным деликатесом от фабрики мороженого «Ангария». Так что этот день у нас получился по-настоящему праздничным. Вот и хотелось, чтобы как можно больше иркутян и гостей нашего города узнали бы об этом великолепии удивительного каменного мира, расположенного совсем рядом с нами». Семья Воронцовых, Иркутск

«Любой натуральный камень обладает энергией и несет в себе память Вселенной», – считает хранительница уникального музея самоцветов Сибири и изделий из них Ирина Булавинцева.

«Любой натуральный камень обладает энергией и несет в себе память Вселенной», – считает хранительница уникального музея самоцветов Сибири и изделий из них Ирина Булавинцева.

А действительно, хорошо ли мы знаем и замечаем то, что находится у нас порой прямо под носом? Таким вопросом задались мы и отправились в путешествие. Путь был недлинным – село Смоленщина находится всего в четырех километрах от окраины Иркутска по дороге в Шелехов. Это село, ровесник нашего областного центра, раскинулось в живописной долине слияния рек Олхи и Иркута. Когда-то это было небольшое поселение, всего в одну улицу. Здесь жили люди работящие, суровые, как и сам Сибирский край. И, наверное, совсем неслучайно это место выбрали позже для своей базы геологи – основатели промышленного объединения «Байкалкварцсамоцветы», ставшего «градообразующим» предприятием села.

И вот мы у непривычно-современного для села здания – Торгово-выставочного комплекса предприятия, входим внутрь, и нас встречает хранительница всего этого великолепия, та самая Ирина Владимировна.

– А и вправду, все эти ваши сооружения как-то масштабны и необычны для села, – поздоровавшись, спрашиваем мы ее. – С чего, интересно, все это началось?

– Начало пути, – рассказывает Ирина Владимировна, – было положено специалистами Иркутского геологического управления Равилем Серазитдиновичем Замалетдиновым и Николаем Федоровичем Певченко. Они еще в начале 60-х годов прошлого века по картам и маршрутам 1851 года Георгия Маркивневича Пермикина – геолога, камнереза Петергофской гранильной фабрики еще царской России, прошли в походах по руслам рек Урик и Онот и смогли выявить первое месторождение Восточно-Саянского нефритоносного района. Это открытие и послужило толчком к принятию решения о создании в селе Смоленщина Восточно-Сибирской поисково-разведочной партии для разработки драгоценных и полудрагоценных камней Сибири и Дальнего Востока. Приказом Министерства геологии СССР № 452 от 16 сентября 1966 года эта партия была создана и вошла в подчинение Всесоюзного треста «Цветные камни». К середине 70-х «Байкалкварцсамоцветы» (БКС) позиционируют себя уже как предприятие не только по добыче, но и по переработке «сибирских самоцветов».

Пик славы БКС приходится на середину 80-х годов, когда оно среди подобных предприятий СССР становится лидером добычи и обработки камней. Объем продукции БКС в те годы достигал 20 млн рублей (а рубль, напомню, стоил тогда всего 65 центов), ассортимент изделий – до 1500 наименований. Многие жители села получают здесь работу и жилье, а предприятие по мере сил и возможностей строит в селе различные объекты соцкультбыта.

С распадом СССР прекращается госфинансирование, происходит остановка добычных работ, падение объемов выпуска и реализации продукции. БКС признается банкротом и с 2002 года прекращает свое существование как госпредприятие.

Второе его рождение, уже как акционерного общества, началось с 2004 года с приходом сюда новой команды управленцев под началом Сергея Петровича Костюкова. Руководством ОАО сразу были выделены приоритетные задачи – развитие и модернизация сырьевой базы и основных производств, выпуск и реализация новых видов продукции; а главное – сохранение коллектива и прежде всего, старой школы мастеров-камнерезов. В течение первых десяти лет эти задачи были выполнены. И сегодня наши «Байкалкварцсамоцветы» – единственное от Урала до Дальнего Востока многофункциональное камнеобрабатывающее предприятие полного цикла, где разведываются, добываются и обрабатываются наши знаменитые сибирские самоцветы, а изделия из них реализуются по всей России и далеко за ее пределами. Возродилась и знаменитая сибирская школа резьбы по камню. Она, наряду со знаменитыми Санкт-Петербургской и Екатеринбургской школами, входит сейчас в тройку лидеров подобных школ резьбы по камню, а высокохудожественные шедевры наших мастеров-камнерезов отмечаются на различных, в том числе и международных, выставках и конкурсах, покупаются во всем мире, находятся во многих коллекциях ценителей изделий из камня по разным странам.

– Когда же и кому пришла идея собирать здесь камни?

– Геологи всегда собирали и хранили наиболее интересные образцы минералов. Так что эта коллекция на начальном этапе своего существования формировалась стихийно: наши геологи привозили из экспедиций лучшие образцы, хранили их в приспособленном для этого помещении. Постепенно к ним добавлялись и лучшие образцы продукции предприятия. А с появлением в 1974 году в штате предприятия талантливых выпускников Иркутского художественного училища супругов Аркадия и Натальи Лодяновых, музейная коллекция стала пополняться еще и камнерезной пластикой, которую по праву можно отнести к разряду камнерезного искусства. Так и возник музей. Коллекцию, кстати, в период распада предприятия хотели даже присвоить себе столичные деятели от геологии. К счастью функцию хранителя истории предприятия и коллекции в ту пору взял на себя главный технолог предприятия Эрнст Борисович Иванов, к сожалению, уже ушедший от нас. Он сохранил ее от завистливых глаз, попросту зарыв все это прямо на территории среди отходов камнеобработки. Чуть позже уже Сергей Петрович Костюков отстоял эту коллекцию для нас в высоких кабинетах Москвы. А в 2014 году у молодых руководителей предприятия – генерального директора Дениса Костюкова и коммерческого директора Александра Камошина – возникла идея создать при предприятии этот торгово-выставочный комплекс по образцу лучших в мире подобных заведений. И вот теперь, помимо магазина с продажей наших изделий и цеха высокохудожественной обработки камня, где за стеклом можно видеть работу наших мастеров-камнерезов, здесь, собственно, находится и наш музей…

– Заметно, что все, что вас окружает, вы, безусловно, любите…

– О, это долгая история, – улыбается Ирина Владимировна. – Так уж вышло, что незримая связь со всем этим была на всем моем жизненном пути. Перовое мое украшение – колечко из нефрита – мне подарили родители летом 1976 года. Так сложилось, что я выросла в районе, где повсеместно жили геологи. К тому же друзьями нашей семьи были работники БКС. Так что все, что меня сейчас окружает, – родом из детства, привычно глазу, близко душе. Ведь эти минералы, бережно и с любовью собранные многими поколениями геологов, – это же настоящая машина времени, способная вмиг переместить тебя в глубочайшую древность Земли, на многие и многие миллионы лет назад. И ты порой прямо кожей чувствуешь это дыхание времени – ведь любой натуральный камень обладает энергией и несет в себе память Вселенной! А изделиями из натурального камня, выполненными нашими мастерами, можно просто любоваться бесконечно – это же настоящие произведения искусства!

– Когда впервые музей предприятия стал доступен для горожан и гостей города?

– В 70-е годы. Сюда в советское время возили организованно, автобусными экскурсиями. Посетители могли тогда увидеть и минералы, и все разнообразие серийной продукции предприятия, и опытные изделия, выполненные в единственном экземпляре. Это, например, резные украшения из сердолика, нефрита, агата, наборные столешницы, выполненные в технике римской и флорентийской мозаики из сибирских самоцветов на резных деревянных подставках и многое другое. Так продолжалось до 1999 года, пока, как я уже говорила, предприятие не обанкротилось. И вот сейчас у музея, как и у предприятия, – второе рождение. И постоянно обновляющаяся экспозиция.

– То есть вы хотите сказать, что коллекция и сейчас пополняется? И, например, через месяц мы здесь можем увидеть что-нибудь новенькое?

– Безусловно. Мы постоянно над этим работаем. В нашем музее постоянно идет обмен экспозициями. Это происходит и благодаря дарителям, в числе которых российские минералогические музеи, наши гости и партнеры предприятия, бывшие сотрудники, коллекционеры и частные лица из многих стран мира. Так, например, восточного колорита в новую экспозицию добавила коллекция работ из нефрита китайских мастеров. Особенно посетителей привлекает подарок мастера, резчика по камню в 12-м поколении из Китая. Это изображение божества в окатыше светлоокрашенного апокорбонатного нефрита - принцесса Гуань-Инь, сидящая на лотосе. А нефритового волка, выполненного в натуральную величину, особенно любят наши маленькие посетители.

9 3

И, конечно, особо значимое место уже для всех посетителей – это цех художественной обработки камня, где за стеклом можно наблюдать кропотливую работу мастеров над камнем. Этот процесс вовлекает, ведь эстетику создания какого-нибудь шедевра ты разделяешь с мастером. Традиционно самые интересные изделия наших мастеров выставляются в нашем музее, а потом по праву занимают свое место и среди лучших экспонатов других музеев.

– Есть ли среди ваших признанных мастеров молодые? Как складывается их творческая судьба?

– Как бы ни странно это не звучало, но среди признанных мастеров нашего предприятия большинство молодых. Наши ребята достойно продолжают традиции старых мастеров сибирской школы резьбы по камню и принимают самое активное участие в различных конкурсах. Так, наши молодые мастера постоянно становятся лауреатами международного конкурса камнерезного искусства «Серебряный бабр», что ежегодно проходит в Иркутске. Достойное место в коллекции минералогического музея имени Ферсмана в Москве занимает уникальная резная ваза высотой в метр, выполненная нашими мастерами из цельного куска чароита, единственное на земле месторождение которого – «Сиреневый камень» – находится на севере Иркутской области и разрабатывается нашим предприятием. А недавно работа нашего мастера Николая Адушинова «Танец орла» была выбрана конкурсной комиссией ГОХРАНа России для экспонирования в Государственном историческом музее на Красной площади. Буквально в конце этой недели мы вылетаем в Екатеринбург для участия в конкурсе камнерезов России «Данила-мастер». Там представлены работы сразу четырех наших мастеров, и мы надеемся, что этот конкурс станет для нас результативным. К тому же такие мероприятия помогают совершенствовать мастерство, а победы мотивируют к дальнейшему творчеству…

– В чем, на ваш взгляд, отличие вашего музея от прочих?

– Наш музей находится при действующем предприятии, которое постоянно обновляет свою продукцию, а значит, постоянно обновляются и экспозиции музея. А новое, согласитесь, всегда притягивает особо. И потом, что-то новое мы всегда ищем и в своей работе. Это, кстати, замечают и специалисты музейного дела. Такие знатоки и ценители высокого искусства, как хранитель коллекции и ведущий эксперт Фаберже Оружейной палаты Государственного музея «Московский Кремль» Татьяна Мунтян, доктор искусствоведения Государственного Эрмитажа Марина Лопато, почетный академик, историк ювелирного искусства и просто классный знаток Фаберже Валентин Скурлов неоднократно бывали у нас. Они высоко оценили и работы наших мастеров-камнерезов, и новаторскую, подвижническую деятельность нашего музея. Согласитесь, что оценки таких мастеров многого стоят! Мы, в свою очередь, стараемся получить от них их бесценный опыт, использовать их знания и наработки в своей деятельности.

– Что в завершение беседы вы бы хотели сказать-пожелать нашим читателям?

– Приезжайте к нам в музей. Используйте любую возможность узнать как можно больше об окружающем нас мире, о нашей Земле, о минералах, ее составляющих. Камни немы, но и они могут многое рассказать…

Так что, пользуясь случаем, приглашаю ваших читателей на экскурсию по нашему предприятию.

  • P. S. Если у вас, дорогой читатель, возникли вопросы, вы можете позвонить напрямую Ирине Владимировне по тел.: 8-904-142-77-42, и она вам с удовольствием на них ответит.

  • Расскажите об этом своим друзьям!