НА КАЛЕНДАРЕ

Большие гастроли

Анастасия Ильина   
17 Сентября 2015 г.

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2015/teatr_17_09 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

theater

Недавно в Иркутске побывал московский театр Et Cetera под руководством известного актёра и режиссёра Александра Александровича Калягина. Гастроли проходили на сцене Иркутского драматического театра и открылись спектаклем по пьесе Шекспира «Шейлок», в котором Калягин исполнил роль Шейлока – еврея-ростовщика.

Пресс-конференцию с Александром Калягиным журналисты ждали с нетерпением, в зале, выражаясь по-театральному, был полный аншлаг. В ней приняли участие и. о. министра культуры Иркутской области Виталий Барышников, директор Иркутского драматического театра Анатолий Стрельцов, режиссёр Роберт Стуруа, руководитель Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Наталья Афанасьева.
Собственно, разговор о программе под названием «Большие гастроли» занял львиную долю времени на встрече с журналистами. Поездки крупнейших театров России в регионах страны организовали в прошлом году при поддержке Минкультуры РФ, для этого был создан Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности. По мнению Анатолия Стрельцова, такая государственная гастрольная политика призвана противопоставить классический, качественный театр «вакханалии антреприз», заполонивших региональные сцены.
Александр Калягин подчеркнул, что есть очень хорошие антрепризы, однако их засилье не является признаком хорошей театральной деятельности.
– Когда приезжает театр, особенно с именем, это вызывает уважение у всех, – сказал он. – Зрители в регионах, будучи оторванными от центра, с помощью таких гастролей, имея возможность вкусить театральную культуру, не чувствуют себя брошенными.
Чем дальше зритель от столиц, тем он честнее и больше любит театр, подтвердил Роберт Стуруа.
– В провинции меньше снобов и больше здравого смысла, люди более открытые и искренние, поэтому мы волнуемся и выложимся по полной программе, – пообещал режиссёр. – Надеюсь, что мы сегодня сыграем хотя бы на «три с плюсом».
Прошедший год показал, что «Большие гастроли» оказались очень востребованным и нужным проектом как для зрителя, так и для театров, рассказала Наталья Афанасьева. В этом году географию расширили, и около двадцати крупных театров побывают со своими спектаклями в 35 регионах. Первые гастроли прошли на Кавказе в мае, а закончится программа в октябре в Нижнем Новгороде. Финансируется она в основном федеральным бюджетом, однако без участия регионов проект бы не смог состояться.
Театр Et Cetera, которым руководит Александр Калягин, показал иркутянам на сцене Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова спектакли «Шейлок» и «Комедия ошибок» Уильяма Шекспира, а также музыкальную сказку «Тайна тётушки Мэлкин» Александра Алана Милна. Затем театр ждут зрители Улан-Удэ и Читы.

{gallery}TXTS/2015/teatr_17_09{/gallery}


За день до пресс-конференции Александр Калягин как руководитель Союза театральных деятелей России встретился с актёрами иркутских театров. Им нечасто приходится видеть главное лицо своего профессионального союза, поэтому постарались прийти все свободные от спектаклей. Тем более что имелся повод – все с нетерпением ждали разрешения конфликта, возникшего вокруг Иркутского Дома актёров.
Этот небольшой деревянный купеческий особняк притулился сбоку от драмтеатра, но все актёры Иркутска считают его своим – там обитает Союз театральных деятелей, ещё с тех времён, когда он назывался ВТО (Всероссийское театральное общество).
Четверть века назад Дом актёра был центром культурной жизни города – его стены видели Окуджаву, весь состав «Современника», премьеров «Таганки», лучших режиссёров, писателей, художников страны. Все знаменитости, приезжавшие в Иркутск, считали своим долгом и удовольствием встретиться с иркутянами в Доме актёра. Сюда стремились все, счастливчикам удавалось раздобыть заветный пригласительный, остальные, бывало, проникали в зал через окна первого этажа.
Увы, время разрушает и дома, и взаимоотношения людей. Во времена перестройки возникли проблемы с финансированием, в итоге экс-директор Музыкального театра Владимир Шагин взял здание Дома актёров в оперативное управление, чтобы не допустить его разрушения. Однако после смерти Владимира Шагина в 2013 году между представителями иркутского отделения СТД и представителями театра имени Загурского, делившими Дом актёра, возникли трения. Музыкальный театр нёс финансовую нагрузку, поэтому определённым образом узурпировал право принимать решения, строить график работы Дома актёра, выбирать партнёров для мероприятий. Остальные театры стали чувствовать себя обделёнными.
Накапливались обиды, непонимание, взаимные счёты и претензии, вылившиеся в итоге в возмущённое письмо руководству СТД РФ. Поэтому с таким нетерпением все ждали приезда Калягина в надежде, что он рассудит конфликтующие стороны и восстановит справедливость. Александр Александрович внимательно выслушал все стороны и призвал к компромиссу.
– Иркутский Дом актёра исторически принадлежит региональному отделению Союза театральных деятелей, поэтому все театры должны согласовывать свои мероприятия с этой организацией и уважать её, достигать компромисса, – заявил Калягин на встрече с артистами иркутских театров. – Всё должно быть согласовано с СТД, речь идёт об уважительных отношениях. Я буду держать этот вопрос на контроле. И Союз театральных деятелей, и персонал Дома актёра обязаны работать на благо всех актёров региона.
Иными словами, все должны жить дружно. Но пока сохраняется ситуация двоевластия, поводы для конфликтов будут возникать постоянно.

Биографическая справка

Калягин Александр Александрович родился 25 мая 1942 года в городе Малмыж Кировской области.
В 1959 году окончил медицинское училище по специальности акушер, в течение двух лет работал фельдшером на скорой помощи.
В 1965 году окончил театральное училище имени Б. В. Щукина и был принят в труппу Театра на Таганке. Однако вскоре почувствовал, что не вписывается в театральную эстетику Юрия Любимова, и в 1967 году перешёл в Театр им. М. Н. Ермоловой.
В 1970 году Олег Ефремов пригласил Калягина в «Современник», однако сам вскоре ушёл во МХАТ, куда в 1971 году вслед за Ефремовым перешёл и Калягин.
После раскола МХАТа в 1987 году остался с Ефремовым в театре, получившем название МХТ им. Чехова, но в 1991 году покинул его, почувствовав «надвигающийся кризис».
В 1993 году создал собственный театр — Et Cetera, который возглавляет и в настоящее время.
В кино дебютировал в 1967 году эпизодической ролью в фильме «Николай Бауман», наиболее известная роль — Бабс Баберлей (донна Роза д'Альвадорец) в фильме 1975 года «Здравствуйте, я ваша тётя!». Всего сыграл в кино около 60 ролей.
В 1979 году был признан лучшим актёром года (по итогам опроса журнала «Советский экран»).
С октября 1996 года — председатель Союза театральных деятелей России.
По материалам ru.wikipedia.org